В пятницу Украина приветствовала выдачу ордера на арест президента России Владимира Путина Международным уголовным судом (МУС). Генеральный прокурор Украины Андрей Костин назвал решение МУС «историческим для Украины и всей системы международного права».
«Сегодняшнее решение – исторический шаг. Но это только начало долгого пути к восстановлению справедливости», – написал Костин в Telegram. Он напомнил, что его ведомство передало в МУС более 40 томов материалов о незаконной депортации украинских детей.
Глава администрации президента Украины Андрей Ермак заявил, что выдача ордера на арест Путина – это «только начало».
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба написал по этому поводу в Твиттере: «Колеса правосудия закрутились: я приветствую решение МУС о выдаче ордеров на арест Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой в связи с насильственной передачей украинских детей».
МУС считает, что Путина необходимо арестовать по подозрению в незаконной депортации украинских детей и незаконном перемещении людей с территории Украины в Российскую Федерацию. По тем же обвинениям МУС также выдал ордер на арест Уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой.
Украина официально заявляет, что более 16 000 украинских детей были незаконно перемещены в Россию или на оккупированные Россией территории Украины.
В отчете исследователей Йельского университета, опубликованном в феврале 2023 года говорится, что Россия удерживает не менее 6000 украинских детей в Крыму, который Москва аннексировала у Украины в 2014 году. В отчете указано не менее 43 лагерей и других учреждений, где содержались украинские дети.
Россия не скрывает программу, в рамках которой она перевезла тысячи украинских детей, и представляет ее как «гуманитарную акцию по защите сирот и детей, брошенных в зоне конфликта».
Прокурор МУС Карим Хан год назад начал расследование возможных военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида в Украине. Во время четырех поездок в Украину он подчеркнул, что изучает предполагаемые преступления против детей и нападения на гражданскую инфраструктуру.
Юрисдикция МУС распространяется на преступления, совершенные на территории стран, которые ратифицировали Римский статут. Россия и Украина этого не сделали, и Москва неоднократно заявляла, что не признает его юрисдикцию. Но обращение Украины в МУС в 2015 году наделяет этот суд юрисдикцией в отношении военных преступлений, совершенных на территории Украины, даже если они совершены гражданами России или других государств, не входящих в ЕС.
Ордер на арест обязывает государства-члены арестовать Путина или Львову-Белову, если они поедут в страны, ратифицировавшие Римский статут.
Однако у МУС нет собственной полиции или других способов принудительного ареста.