В резолюции, принятой участниками состоявшейся в Риге IV Антивоенной конференции, в частности, содержится протест против возможных попыток «дать Путину шанс сохранить лицо». «Агрессор не должен получить ничего. Ни украинских территорий, ни соглашений, ограничивающих суверенное право Украины определять свою внутреннюю и внешнюю политику, свободной выбирать себе друзей и союзников», – подчеркивается в документе.
Участники конференции, проголосовавшие за принятие резолюции, выразили поддержку выдвинутым Международным уголовным судом в Гааге обвинениям против Владимира Путина, «а также идею создания специального международного трибунала для преследования преступления агрессии против Украины, совершенного военным и политическим руководством РФ».
Этой теме была посвящена отдельная секция конференции: «Трибунал и правосудие переходного периода. Новые шаги в 2023 году».
Профессор юриспруденции в колледже Биркбек Лондонского университета Билл Бауринг назвал решение главного прокурора Международного уголовного суда Карима Хана о выдаче ордера на арест Путина «блестящим и очень толковым». «Имеется огромное количество доказательств похищения украинских детей и совершения военных преступлений. Сегодня международная позиция России хуже, чем у Сербии во время войны в Боснии и Герцеговине», – говорит британский юрист.
Правозащитник Станислав Дмитриевский, выступивший по видеосвязи, заявил: «Возникает ситуация, которая раньше представлялась невозможной: выдача Путина и детского омбудсмена Львовой-Беловой в Гаагу. В случае военного поражения России выдача их в Гаагу становится реальной».
Бывший политзаключенный, руководитель проектов Форума свободной России Даниил Константинов считает: «В силу военного и экономического поражения можно представить ситуацию, когда российская элита может отстранить от власти Путина и начать переговоры с Западом. Могу представить ситуацию, когда соратники Путина выдадут его в Гаагу, чтобы самим сохранить свои позиции».
Доктор юридических наук, преподаватель Свободного университета Елена Лукьянова убеждена что трибунал станет реальностью, «потому что военные преступления, совершенные российской армией, настолько страшные». Лукьянова также подчеркивает: «За последние десятилетия изменились правила ведения войны: человеческим мясом исход войны не решить – большую роль играют высокие технологии. С другой стороны, человечество не могло помыслить о том, что такие преступления сегодня возможны». При этом она предупреждает, что трибунал будет создан нескоро.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Елена Лукьянова допустила, что Путин и Львова-Белова могут быть оправданы Международным уголовным судом. «Значит, будут доказательства либо оправдательного характера, либо не хватит обвинительных. Так бывает в результате настоящего правосудия – кого-то оправдывают, а кого-то осуждают и приговаривают. Но я даже по нашему Уголовному Кодексу вижу, что ему точно не отвертеться. Это я могу точно сказать! Открываем 34 главу “Преступления против мира и безопасности человечества” и смотрим – “Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны”, “Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны”, “Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения”, “Применение запрещенных средств и методов ведения войны” – целый букет из “розочек”! Но с “шипами”».
Лукьянова уточняет: «По вышеперечисленным преступлениям МУС осудить не может. Но там есть преступления против человечности, геноцид и военные преступления. Почему нам нужна серия трибуналов? Потому что у Международного уголовного Суда есть только определенные категории деяний, за которые он может судить, а за остальное – пока не может. А преступлений совершено столько, и они настолько новые и необычные, что про них еще нигде и ничего не написано. Поэтому нужен альтернативный конкретный трибунал».
Другая дискуссионная панель IV Антивоенной конференции называлась «Крах российской агрессии и победа Украины. Последствия для внутренней и внешней политики России».
Тележурналист Евгений Киселев принял в ней участие в режиме online. Он подчеркнул, что нет уверенности в том, что победа Украины и освобождение все оккупированных территорий приведет к падению режима Путина. «На месте России может строиться большая-большая Северная Корея», – сказал Киселев.
Координатор портала activatica.org Евгения Чирикова подчеркнула, что после военных поражений в России зачастую начинался период реформ. «Вижу, насколько благодарны украинцы за помощь от россиян в Европе. Такие люди и могут дать начало демократическому обществу в России. Наша задача – сохраниться и не переругаться», – считает она. Что же касается экономических и политических санкций, наложенных на Россию после начала полномасштабного вторжения в Украину, то они, по мнению Чириковой, «не адекватны российской агрессии».
Оппозиционный политик Геннадий Гудков заявил, что крах нынешнего российского режима может быть быстрым и что к нему необходимо готовиться. «Что делать, если Путин после победы Украины Путин останется в Кремле? Народной революции после победы Украины можно ждать долго. Навальный и Яшин останутся в тюрьме надолго, и мы им не можем помочь ничем, кроме общественного порицания (в адрес властей)», – сказал Гудков.
Он предложил создать «большое СМИ» для «глубинного российского народа», чтобы, по его словам, предотвратить войну всех против всех.
Политический географ и публицист Дмитрий Орешкин считает, что реальным поражением Путина будет потеря Крыма, а для начала – невозможность взять Бахмут.
«Режим может рухнуть не в сторону демократии, а в сторону таких “замечательных персонажей”, как Кадыров, Пригожин и так далее. Единого российского пространства не сохранится. Крупные города смотрят в сторону Европы, а провинция – в другую сторону», – продолжал эксперт.
«Прекрасной России будущего я не вижу. Судьбу России решает Украина. У нас самих нет ресурсов, они были растрачены в 2011 году», – резюмировал Орешкин.
В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» эксперт сказал, что начавшаяся в минувшем году новая волна эмиграции из России может продлиться долго, потому что, чем хуже будут дела в России, тем больше людей будут стремиться уехать: «Не из идеологических соображений, а просто будет негде себя реализовать, плохо просматриваемое будущее. Это можно назвать экономическими проблемами. Но наличествуют и социальные тоже – отсутствие лекарств, отсутствие хорошего образования для детей, так как далеко не всем нравится, что их детей заставляют стоять на утренних линейках. Поэтому я думаю, в отличие от всех предыдущих волн эмиграции, это будет такая постоянно продолжающаяся утечка. Утечка мозгов, утечка людей с волей, умом, вялотекущая демографическая катастрофа».
Орешкин предполагает, что путинский режим закончится не в результате какой-то одномоментной вспышки, но что будет иметь место вялое, растянутое во времени утопание в «кровавом болоте». «Далеко не всем такая перспектива понравится, поэтому люди будут спасаться куда угодно. Конечно, желательно, – в развитый мир, который соответственно выиграет, потому что получает хорошую квалифицированную рабочую силу, на неся затраты на ее подготовку, обучение, лечение, воспитание», – пояснил аналитик.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с главой Совета «Фонда защиты прав человека», сооснователем Форума свободной России Гарри Каспаровым.
На вопрос, что, по его мнению, следует предпринять странам «коллективного Запада», чтобы победа Украины наступила быстрее, он ответил: «Надо увеличить скорость принятия решений. Олег Дунда — народный депутат Украины – сказал, что все что делается, это хорошо и правильно, но деньги нужны сегодня. Идет война и каждый день Украина оплачивает кровью эти промедления».
По оценке Каспарова, политическая воля для оказания большей финансовой и военной помощи Украине на Западе есть, но существует и традиционная медлительность бюрократической машины при решении вопросов: когда дать самолеты, когда прислать танки и боеприпасы? «Это все на самом деле затягивает процесс, но также очевидно, что план выигрыша – он уже буквально “нарисован” визуально. Всем понятно, что надо делать, что касается санкций и поставок оружия. Нужно прекратить думать о том, что случится после победы Украины. Прекратить спекуляции на тему того, что крах путинского режима и потенциальный распад России являются проблемными факторами для принятия решений об обеспечении Украины всем необходимым для скорейшей победы», – говорит Каспаров.
«Российская оппозиция должна демонстрировать то, что у нас есть все возможности для того, чтобы этот негативный сценарий предотвратить. Никто не знает, возможно ли это – может быть, болезнь уже зашла слишком далеко. Но совершенно очевидно, что чем скорее будет достигнут результат, тем больше шансов, что наши совместные усилия принесут какой-то результат», – утверждает сооснователь Форума свободной России.
По словам Каспарова, каждая конференция, подобная нынешней, демонстрирует, что российская оппозиция существует, и сейчас идет полным ходом процесс выработки общей позиции и создания общего консультативного органа, который бы мог начать разговоры с европейскими и с американскими политиками. «В первую очередь с европейскими, – уточняет политик, – потому что они сейчас ищут партнеров для переговоров. И это все движется в правильную сторону».