В то время как украинские и российские войска ведут бои с применением в первую очередь обычных видов оружия, первая крупная война в Европе эпохи Интернета также спровоцировала битву технологий. Обе стороны соперничают друг с другом, применяя такие сверхсовременные технологии, как беспилотные летательные аппараты и спутниковая интернет-связь.
Хотя до сих пор Киев и Москва не отставали друг от друга в данном виде войны, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров уверен в том, что у его страны есть достаточно мотивации и возможностей для того, чтобы победить Россию в «битве технологий».
В пятницу, давая интервью «Ассошиэйтед Пресс», Федоров заявил, что беспилотные летательные аппараты, радиоэлектронная борьба, спутниковая связь и другие технологии стали фундаментальной частью войны с Россией, которая началась более года назад.
«Технологии позволяют традиционной и современной артиллерии быть более точной, и они помогают спасать жизни наших солдат, — сказал он. — Когда у вас есть “глаза” наверху, вы можете принимать более эффективные решения об управлении своими войсками».
Он признал, что Россия также осознает важность военных технологий, активно развивает и совершенствует свои собственные.
«Каждый день на поле боя появляются новые БПЛА с нашей стороны и со стороны России, — сказал Федоров. — Мы видим, какие у них беспилотники. Мы их получаем, разбираем и изучаем».
Он сказал, что правительство Украины планирует инвестировать в новые технологические проекты, чтобы стимулировать дальнейшую конкуренцию и инновации.
«В этой технологической войне мы, безусловно, победим, — сказал он. — Даже если менее 50 – 60% поддержанных нами проектов принесут какой-либо результат, он может стать решающим на поле боя».
В последние недели возросло ожидание возможного весеннего украинского контрнаступления. Федоров сказал, что невозможно представить какие-либо эффективные операции без применения боевых технологий.
Украина не проводила крупных операций по освобождению оккупированных территорий с тех пор, как в ноябре прошлого года Киев отвоевал у Москвы Херсон и часть Херсонской области. При этом все больше появляется сообщений о том, что российская территория подвергается атакам беспилотников.
За последние месяцы атаки, осуществляемые с помощью технологий БПЛА, в основном проводились на юге и западе России – это свидетельствует о росте технологической мощи украинских военных.
После каждого удара российские власти обвиняли в атаке Украину, однако министр Федоров не стал открыто брать на себя ответственность. Вместо этого он подчеркнул право Киева атаковать любые цели в ответ на российскую агрессию.
Федоров сказал, что эффект от применения беспилотников очевиден: Москва начала перемещать свою бронетехнику дальше от линии фронта.
«Были определенные события, которые изменили ситуацию, но мы продолжаем масштабировать этот полезный опыт», — сказал он, отказавшись вдаваться в подробности.
Комментируя самую продолжительную за последний год битву за город Бахмут, Федоров заявил, что «использование технологий неоценимо в таких ситуациях».
«Когда у вас ограниченные артиллерийские ресурсы, оружие, боеприпасы и ударные беспилотники, вы должны быть максимально точными», — сказал он. Такая точность может быть достигнута, в частности, с помощью беспилотников.
Однако, по словам Федорова, с линией фронта протяженностью в тысячи километров тяжелое вооружение и бронетехника – традиционные виды вооружений – остаются необходимыми. Он добавил, что технологии могли бы помочь Украине обнаружить потенциальные цели, но армия не смогла поразить 100% от выявленных целей, потому что у ВСУ не хватает артиллерии и боеприпасов. Федоров подчеркнул «критическую важность» доставки помощи, обещанной Киеву западными партнерами.