Украина начала работу над всеобъемлющей концепцией развития авиации с учетом перехода на новые типы самолетов. Об этом заявил 24 мая президент Украины Владимир Зеленский после проведения заседания Ставки Верховного главнокомандующего.
«Новая организационная структура, обучение пилотов и персонала, необходимая инфраструктура, материально-техническое обеспечение и другое», – отметил он в своем телеграм-канале.
Лидер Украины подчеркнул, что на заседании представители оборонного ведомства говорили об обеспечении боеприпасами передовых подразделений и резервов.
«Проанализировали имеющиеся и потенциальные контракты на поставку и динамику наращивания собственного производства», – отметил Зеленский.
Украина ведет переговоры о предоставлении ей военной техники, в частности, истребителей F-16 и обучения украинских пилотов.
Выступая на саммите «Большой семерки» в Хиросиме, Зеленский выразил признательность за решение о тренировке пилотов на современных истребителях.
«Воздушный щит может быть полноценным только тогда, когда наземные системы ПВО дополняются современными самолетами в воздухе. Сейчас мы выходим на путь устранения разрыва возможностей», – сказал президент Украины.
Он подчеркнул, что «когда наши пилоты будут знать F-16 и когда в нашем небе появятся эти машины, это будет иметь значение не только для Украины. Это будет исторический момент для всей архитектуры безопасности в Европе и в мире».
Говоря о своем недавнем визите в Великобританию, Зеленский отметил, что обсуждал с премьер-министром Риши Сунаком возможность предоставления Украине истребителей.
«Это очень важная тема для нас, потому что мы не можем контролировать небо… Мы – партнеры, и Риши знает все детали происходящего на фронте. Мы хотим создать коалицию истребителей. Мы говорили об этом. Я очень позитивно настроен. И, думаю, в ближайшее время вы услышите о важных решениях. Но сначала мы должны немного поработать», – сказал глава Украины.
Риши Сунак сообщил по итогам переговоров с Зеленским: «Мы откроем новую летную школу в Великобритании, где украинские пилоты будут обучаться управлению различными типами самолетов, что позволит им лучше защищать своих граждан от российской агрессии».
На состоявшейся в Киеве встрече министров обороны Украины и Великобритании стороны обсудили подготовку «украинских военнослужащих на британской территори.
«У нас была возможность пожать руки пилотам, которые учились в Великобритании и уже успешно применяют оружие под названием Storm Shadow», – сказал министр обороны Украины Алексей Резников в ходе встречи с британским коллегой Беном Уоллесом.
«Сейчас Россия начинает сознавать, что союзники Украины будут вместе с ней в ее праве на самооборону и будут помогать Украине всеми возможными видами вооружения, начиная с противотанковых ракет и завершая танками, Storm Shadow, и уже сейчас – F-16», – сказал британский министр обороны.
В видеообращении 23 мая Владимир Зеленский подчеркнул, что «главная задача нашего государства и смысл фактически каждой нашей международной коммуникации состоит именно в укреплении Украины, в усилении нашей обороны, в увеличении возможностей наших воинов и нашего государства в целом».
«Каждый зарубежный визит и почти каждые переговоры позволяют Украине стать сильнее», – сказал глава Украины.
Директор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова отмечает, что в Украине также идет подготовительная работа по разработке морской стратегии.
«Предыдущий вариант был перед войной. Есть процедуры, плановые процессы и во время войны нужно их планировать на перспективу. Почему именно сейчас? В случае с авиационной концепцией, есть более четкое понимание какого рода будет основной тип самолета, и под него нужно изменить концептуальные документы», – подчеркивает Мельник.
Он также подчеркивает более высокую эффективность истребителя F-16 по сравнению с теми типами истребителей, что состоят сегодня на вооружении Украины.
«Мы говорим, прежде всего, о МИГ-29, в чем-то однотипном истребителе с F-16. Как минимум, важный момент, что МИГ-29 – самолет советского и российского производства, и поэтому учитывая проблему в обслуживании и запчастях, – это одна из причин, почему от него нужно отказаться», – считает эксперт.
Политолог напоминает, что триггером для преобразования украинской военной авиации стали переговоры о возможностях для передачи Украине истребителей.
«Плюс – создание качественных авиационных баз и наземного обслуживания позволяет говорить о глубокой модернизации аэродромной базы, развития авиации. Триггером этому процессу послужили переговоры и возможности передачи F-16 Украине. Идея глубокой модернизации авиационной военной отрасли лежала на столе, учитывая, что в стране сохранилось и авиастроение, и моторостроение», – поясняет Потапенко.
По его мнению, идея создания Украиной своего истребителя на существующей производственной базе – «амбициозная, но малоперспективная задача».
«В Украине никогда не производились подобные самолеты, но в кооперации с другими странами и компаниями, мы могли бы организовывать сборку или производство отдельных узлов и двигателей», – подчеркивает эксперт.
В качестве примера Потапенко приводит производство турецких беспилотных летательных аппаратов «Байрактар», для которых Украина поставляет двигатели.