Белорусское информагентство Белта в воскресенье утром сообщило, что Владимир Путин и Александр Лукашенко еще раз поговорили по телефону.
В субботу они разговаривали по меньшей мере дважды, в результате чего Лукашенко стал посредником в сделке с мятежным лидером российских наемников ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, который согласился на деэскалацию ситуации и переезд в Беларусь.
В заявлении в конце субботы пресс-служба Лукашенко сообщила, что с одобрения Путина лидер Беларуси провел весь день в переговорах с Пригожиным и что глава ЧВК «Вагнера» согласился остановить свое продвижение к Москве.
Согласно сделке, заключенной при посредничестве Лукашенко, Кремль объявил, что Пригожин будет жить в изгнании в Беларуси. Пока неясно, возьмет ли он с собой боевиков «Вагнер».
Катя Глод, эксперт по вопросам политики Россия-Запад в Лондоне, считает, что Путин заставил Лукашенко предпринять усилия по урегулированию кризиса.
«Я не думаю, что это была воля самого Лукашенко. Я думаю, что Кремль использовал его, в то время как он сам предпочел бы с Пригожиным не связываться», – сказала она агентству Associated France Press.
По ее словам, присутствие Пригожина в Беларуси принесет «множество рисков» в стране, где лояльность сил безопасности имеет первостепенное значение после того, как за выборами 2020 года последовали массовые уличные протесты и жестокие репрессии.
«Единственный плюс, который может быть для Лукашенко, это то, что он может захотеть использовать силы Пригожина для подавления любого потенциального восстания», – предположила она.
Как напомнила Глод, режим Лукашенко опирается на насилие и поддержку со стороны России.
«Сейчас (Лукашенко) явно обеспокоен, поскольку Кремль не так силен, как казалось раньше», – подчеркнула она.
Анна Любакова, научный сотрудник Атлантического совета, считает, что хотя позиции Лукашенко могут укрепиться благодаря посредничеству, «в долгосрочной перспективе его режим столкнется с последствиями».
Президент Литвы Гитанас Науседа, который в следующем месяце будет принимать саммит НАТО, предупредил, что альянсу придется укреплять свои восточные границы, «если Пригожин или часть группы “Вагнер” окажется в Беларуси с неясными планами и неясными намерениями».
По поводу размещения российского тактического ядерного оружия в Беларуси, Уильям Альберк, директор отдела стратегии, технологий и контроля над вооружениями Международного института стратегических исследований (IISS), сказал, что это «означает медленную аннексию Беларуси Россией».
«Я думаю, что Лукашенко уже чувствует, что он загнан в угол. Очевидно, что если Путин скажет “сделай мне одолжение”, он сделает это в надежде, что это даст ему какие-то рычаги влияния», – считает эксперт.
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что зависимость Лукашенко от России делает его шаг опасным.
«Пригожин – не подарок для Лукашенко, потому что Путин, самодержец, никогда не простит унижения, которое он пережил от рук Пригожина», – сказал бывший белорусский дипломат и министр культуры Павел Латушко, ныне принадлежащий к оппозиции.
«Это маленькая, тактическая, искусственная, поверхностная победа Лукашенко, которая может превратиться в стратегическую проблему для самого диктатора», – добавил он в видеокомментарии, опубликованном польским оппозиционным Telegram-каналом Nexta.