Гершкович находится в российской тюрьме уже более 100 дней.
«Я серьезно настроен на обмен заключенными», – заявил в Хельсинки президент США, завершающий пятидневный визит в Европу. – «И я серьезно отношусь к тому, чтобы сделать все возможное для освобождения американцев, незаконно удерживаемых в России или где-либо еще, и этот процесс идет».
Ранее в Кремле заявили, что открыты для возможного обмена заключенными, в котором мог бы участвовать Эван Гершкович, но подчеркнули, что такие переговоры должны проходить вне поля зрения общественности. Также российские официальные лица говорили, что любой обмен может состояться только после вынесения приговора по делу Гершковича.
31-летний Эван Гершкович был арестован по обвинению в шпионаже в городе Екатеринбурге 29 марта во время журналистской поездки. ФСБ России обвиняет его в шпионаже: якобы журналист по заказу США собирал секретные сведения об одном из предприятий военно-промышленного комплекса.
В России Гершковичу грозит до 20 лет лишения свободы. Он содержится в московской тюрьме “Лефортово”, известной своими суровыми условиями содержания. Недавно московский суд оставил в силе решение о его содержании под стражей до 30 августа.
Гершкович не признал вины. Редакция The Wall Street Journal категорически опровергает обвинения против него и заявляет, что журналист выполнял свою работу, а обвинения против него сфабрикованы.
На прошлой неделе советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан подтвердил, что между двумя сторонами «ведутся переговоры», но предупредил, что пока нет «четкого пути» к получению Гершковичем свободы.
Эван Гершкович – первый американский репортер, которому предъявлены обвинения в шпионаже в России.
Последний подобный случай был еще во времена СССР, в сентябре 1986 года, когда КГБ арестовал Николаса Данилоффа, московского корреспондента журнала U.S. News & World Report. Через 20 дней после ареста Данилофф был обменян на сотрудника представительства СССР при ООН, который был арестован ФБР в Нью-Йорке, также по обвинению в шпионаже.
В США Эвана Гершковича и бывшего американского морпеха Пола Уилана, осужденного в России на 16 лет по обвинению в шпионаже, признали «неправомерно задержанными». Этот статус приравнивает их к политическим заложникам и позволяет стране использовать дополнительные меры для их защиты.
Редакция The Wall Street Journal и семья Гершковича стараются привлечь как можно больше внимания к ситуации с арестованным в России американским журналистом.
В четверг на мероприятии Национального пресс-клуба в Вашингтоне сестра Эвана Гершковича, Даниэль, рассказала о своих эмоциональных переживаниях, связанных с арестом брата.
«Я просто стараюсь принимать это день за днем. Иногда это все еще кажется нереальным. Для моих родителей это работа на полную ставку», – рассказала сестра журналиста.
По ее словам, только на этой неделе она получила от Эвана письмо.