В Грузии мало кто имел ожидания в связи с результатами Вильнюсского саммита НАТО, считают аналитики в Тбилиси. В то же время, после опубликования коммюнике Вильнюсского саммита, грузинская оппозиция обвинила власти в замедлении атлантической интеграции страны, отмечая, что если раньше Грузия рассматривалась вместе с Украиной, то теперь, в отличие от Грузии, Украине предложили упрощённый путь по вступлению в Альянс, то есть без ПДЧ (План действий по членству – программа по подготовке страны для вступления в НАТО, в которой Грузии и Украине отказали в 2008 году на Бухарестском саммите).
В ответ на это в «Грузинской мечте» заявили, что Украине делают уступку из-за текущей войны и что в конечном итоге, «ничего конкретного» насчет сроков принятия Украины в НАТО, нет. Соответственно, председатель «Грузинской мечты» посоветовал соотечественникам «не завидовать» Украине. Он повторил нарратив партии власти насчет того, что Тбилиси не поддался на «попытки» некоторых западных политиков и Киева подключить Грузию к войне против РФ и что якобы в результате, Грузию «наказывают» за отказ открыть на своей территории «второй фронт». В июне 2022 года грузинский премьер аналогичными доводами объяснил то, почему Грузия не получила статус страны-кандидата по членству в ЕС. Примечательно, что как западные страны, так и Киев неоднократно опровергали эти инсинуации, называя их дезинформацией и российской пропагандой.
При этом Посол Соединенных Штатов в Грузии , оценивая итоги саммита в Вильнюсе, отметила, что главное послание НАТО в том, что дверь для Грузии открыта и что союзники хотят, чтобы Грузия присоединилась к Альянсу.
«Шаги, которые должна предпринять Грузия, ясны. Реформы, которые необходимы, в руках Грузии… Мы просто хотим видеть со стороны властей Грузии политическую волю для проведения реформ», — заявила посол США.
Политолог из Грузинского фонда стратегических и международных исследований Ксчитает, что если раньше страны НАТО воздерживались от принятия Грузии и Украины в свои ряды из-за фактора России, теперь «этот комплекс» испытывают грузинские власти.
Гоголашвили отмечает пассивность грузинской стороны в преддверии Вильнюсского саммита и полагает, что «Грузинская мечта» получила «то, чего хотела» – т. е. сохранила статус-кво. По мнению политолога, учитывая решительно прозападный настрой подавляющего населения, грузинские власти, скорее всего, хотели, чтобы Грузия сохранила все существующие инструменты и перспективу членства в Альянсе, но не более, так как политика «Грузинской мечты» преимущественно строится «с оглядкой на Россию», по принципу «не делать ничего, что вызовет раздражение в Москве».
Помимо «сдержанности» правящей Грузией партии, считает Гоголашвили, есть и объективные причины, по которым Грузия не смогла получить дополнительные средства для начала новых или расширения текущих программ помощи НАТО. Речь идет о войне в Украине и той помощи, которую уже оказывают ей страны альянса. В то же время, убежден Гоголашвили, именно война в Украине способствовала формированию новой геополитической реальности, а также формированию видения новых рисков, соответственно, по словам эксперта, в условиях «более активных политических усилий», Грузия имела шанс «гармонично влиться процесс ускоренной интеграции».
Политолог Георгий Мчедлишвили из Университета Европы в Тбилиси считает, что саммит в Вильнюсе можно «смело занести в пассив» для Грузии. Эксперт отметил, что это первый саммит, когда пути Украины и Грузии однозначно разошлись.
Политолог возлагает ответственность за такое положение дел на весь политический спектр Грузии. По его мнению, грузинская оппозиция «слишком старательно очерняет имидж» властей, часто сгущая краски, а власти концентрируются на сохранении ведущих позиций, в том числе с помощью чрезмерно осторожной политики по отношению к России и недостаточной поддержкой Украине.
«Украина хоть и не получила того, что хотела – а именно четко расписанного во времени плана по полной интеграции – тем не менее, не уехала с саммита с пустыми руками, так как устранение этапа ПДЧ – это безусловно шаг, который ускорит полноценную интеграцию. В то же время в тех нескольких абзацах, где упоминается Грузия, без труда прослеживается разочарование тем, как страна выполняет “годовой план”. Также в документе недвусмысленно сказано, что у Грузии будет продвижение в плане интеграции, как только будет прогресс “особенно в вопросах демократии и политического развития”. В переводе с дипломатического языка это означает, что Грузия получает низкую оценку. Также, для Грузии остался этап ПДЧ, что означает качественно другой уровень поддержки нашей страны со стороны Североатлантического альянса по сравнению с Украиной», – отметил Мчедлишвили в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
Напомним, что Грузия сотрудничает с НАТО с 1992 года. Тбилиси в течение лет стремится присоединиться к Альянсу. Начиная с 2008 года после каждого саммита Альянса, лидеры НАТО заверяют Грузию, что в будущем страна обязательно станет членом Североатлантического альянса и что это зависит от успешности проведенных в стране реформ.