После провалившейся попытки мятежа ЧВК «Вагнер» продолжает открыто действовать, как минимум, в четырех странах Африки, укрепляя хрупкие режимы в обмен на полезные ископаемые и иные природные ресурсы.
В Мали «Вагнер» предлагает полный набор услуг: защищает действующий режим, проводит военные операции и обучение, консультирует по вопросам пересмотра законов о добыче полезных ископаемых и даже конституции.
В Судане ЧВК «Вагнер», по мнению наблюдателей, активно участвует в процветающей здесь нелегальной торговле золотом.
«Вагнер» поддерживает тесные контакты с Силами быстрой поддержки – военизированным подразделением, вступившим в кровавую борьбу за власть с главой армии Судана Абдель Фаттахом аль-Бурханом.
В Центральноафриканской Республике (ЦАР) российские военизированные формирования присутствуют с 2018 года, оказывая поддержку президенту Фостену Арханге Туадере в обмен на концессии на добычу золота, алмазов и других полезных ископаемых.
В Ливии «Вагнер» сотрудничает с Халифом Хафтару, базирующемся на востоке страны. По словам заместителя директора Африканской программы Международной кризисной группы Полины Бакс, несколько сот военнослужащих ЧВК «Вагнер» размещены там для охраны военных баз и нефтяных объектов.
«Вагнер» часто обвиняют в зверствах и разграблении природных ресурсов в Африке, во вмешательстве в местную политику в ходе многочисленных конфликтов и в проведении антизападных информационных кампаний, особенно во франкоязычных странах Западной Африки.
США ввели санкции против лидера «Вагнер» Евгения Пригожина и объявили его группировку транснациональной преступной организацией.
После того, как независимый эксперт ООН обвинил армию ЦАР и ее российских союзников в актах насилия, Евросоюз объявил о введении новых санкций против нескольких лидеров «Вагнер».
На прошлой неделе Великобритания ввела санкции в отношении 13 физических и юридических лиц, предположительно связанных с нарушениями, которые совершает «Вагнер», включая пытки и казни, в Мали и ЦАР, а также обвинила группу в угрозе миру в Судане.
По мнению аналитиков, Москве потребуется пересмотреть роль ЧВК «Вагнер» в связи с имевшей место попыткой мятежа.
По мнению Бакс, группа находится на самофинансировании, по крайней мере, с точки зрения оплаты бойцов, но по-прежнему нуждается в материально-технической поддержке со стороны российского минобороны.
Это может дать Москве возможность поставить во главе «Вагнер» более лояльную фигуру, а также, возможно, сменить название ЧВК или даже заменить ее другой организацией, оказывающей аналогичные услуги.
Однако Адитья Парик из британской частной разведывательной компании Janes, использующей открытые источники информации, считает, что Россия вряд ли сможет полностью контролировать «Вагнер».
«Группа Пригожина вряд ли будет ставить во главу угла продвижение интересов Кремля», – считает она.
Что бы ни случилось с «Вагнер», ее «бизнес-концепция», вероятно, останется, считает Бакс.
«”Вагнер” создал модель, которая, по-видимому, работает, по крайней мере, в двух странах, – напоминает она, имея в виду Мали и ЦАР. – Даже если “Вагнер” прекратит свое существование, другие компании попытаются заполнить образовавшийся вакуум».
В пользу этого мнения говорит многолетняя традиция африканских правительств использовать наемников, часто для того, чтобы компенсировать слабость своих армий.
Неоднозначное международное законодательство, определяющее, что такое наемник, «делает Африку слишком привлекательным местом для ведения бизнеса с гибкой моралью», пишет исследователь Аманда Брук Кадлек в журнале New Lines.
«Если группа “Вагнер” или другие российские конкуренты воспринимаются как некомпетентные или ненадежные из-за хаоса внутри страны, то у них есть масса других вариантов», – утверждает она.