Экономический советник российского президента Владимира Путина в понедельник упрекнул центробанк РФ в связи с продолжающимся падением курса рубля. По мнению Максима Орешкина, ослабление российской валюты на 30% с начала года вызвано «мягкой денежно-кредитной политикой,» которую проводит регулятор. Это заявление свидетельствует о растущих разногласиях в отношении денежно-кредитной политики между Кремлем и центральным банком страны.
Рубль, который потерял около четверти своей стоимости по отношению к доллару с тех пор, как Владимир Путин ввел войска в Украину в феврале 2022 года, в понедельник днем достиг отметки 101,04 за доллар США. Это стало для рубля самым низким показателем за последние 17 месяцев. Курс евро поднялся выше 111 рублей впервые с 23 марта 2022 года, сообщает российское агентство «Интерфакс».
В понедельник на сайте государственного информагентства ТАСС была опубликована колонка за авторством Максима Орешкина, экономического советника Путина. Автор статьи заявил, что в Кремле хотят видеть рубль сильным и ожидают нормализации курса в ближайшее время.
«Центральный банк обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы нормализовать ситуацию уже в ближайшее время», – считает чиновник.
Банк России, поднявший в июле ставки на 100 базисных пунктов до 8,5%, связывает резкое падение курса рубля с сокращением профицита счета текущих операций, который в январе-июле снизился в России на 85% в годовом исчислении.
В понедельник в ЦБ заявили, что регулятор не видит рисков для финансовой стабильности из-за ослабления рубля, и намекнул на возможность скорого повышения ставки.
Курс российской валюты начал падать с тех пор, как Москва вторглась в Украину: в марте прошлого года курс упал до рекордно низкого уровня в 120 рублей за доллар, но несколько месяцев спустя восстановился до более чем семилетнего максимума благодаря мерам контроля за движением капитала и росту доходов от экспорта.
До войны в Украине рубль торговался на отметке 75 за доллар.
«Ослабление рубля — это очевидное последствие того, что Россия ведет войну против Украины, — считает Тимоти Эш, старший стратег BlueBay Asset Management в Лондоне. – Это обусловлено не только более низкими поступлениями от импорта энергоносителей из-за потери большей части европейского газового бизнеса, но и успешным введением ценового потолка для российской нефти со стороны G7, гораздо более высокой стоимостью импорта из-за санкций и продолжающимся оттоком капитала».