Кроме часто встречающегося сравнения с 1991 годом, когда никто не ожидал скорого падения СССР и коммунистической идеологии, Владимир Кара-Мурза приводит и более жесткое подтверждение того, что «политические перемены в России всегда происходят неожиданно»: даже «Владимир Ленин, жаловавшийся швейцарским социал-демократам в январе 1917 года, что «мы, представители старшего поколения, можем не дожить до решающих сражений грядущей революции», не подозревал, что до этого осталось всего несколько недель».
Как указывает The Washington Post, Владимир Кара-Мурза написал свою статью, опубликованную газетой в рубрике «Мнение», непосредственно перед этапированием из Москвы 4 сентября в неизвестном направлении для отбывания 25-летнего срока, назначенного ему путинским режимом.
Упоминая в начале текста другого оппозиционера и политического заключенного – Алексея Навального, Кара-Мурза соглашается с тезисами недавней статьи создателя Фонда борьбы с коррупцией: «лидеры демократической России 1990-х годов упустили уникальный исторический шанс».
«Именно этот шанс команда Бориса Ельцина упустила в те решающие месяцы 1991 и 1992 годов, когда каждый день был на вес золота», – пишет Кара-Мурза.
К ошибкам 90-х он относит сохранение все-возможных памятников времен советской эпохи, продолжавшуюся закрытость архивов с документами о советских преступлениях против человечности, отсутствие «русского Нюрнбергского процесса» над преступниками в погонах НКВД/КГБ. Диссиденты и неформальные лидеры – такие как Владимир Буковский, Галина Старовойтова – указывали на это. Но Борис Ельцин и другие официальные лица – остужали народный порыв, считает Кара-Мурза.
В результате «законопроект о люстрации, который предлагал временный запрет (на 5-10 лет) государственной службы для всех бывших партийных чиновников и всех бывших сотрудников КГБ», который внесла Старовойтова, не был принят. В итоге Россия не прошла путь «морального очищения» – «путь, по которому – в различных формах, но с неизменной сутью – прошли самые разные страны в новейшей истории: от Германии после национал-социализма до государств Латинской Америки после военных диктатур, от бывших социалистических стран Восточной Европы до Южной Африки после апартеида, – резюмирует политик. – Ельцин не был готов к окончательному разрыву с советским прошлым» .
Стоит ли удивляться, пишет Кара-Мурза, что «люди, принимавшие непосредственное участие в репрессиях, оказались на руководящих постах с самых первых дней демократической России». Например, «в декабре 1991 года Вячеслав Лебедев, который недавно принимал участие в вынесении приговоров по политическим мотивам, был утвержден на посту председателя Верховного суда РФ». Эту должность он, кстати, занимает и 32 года спустя.
«Империя Зла» оказалась недобитой, – пишет Кара-Мурза и цитирует слова Владимира Буковского, который вынужденно вновь покинул Россию.– «Смотрите, это как раненое животное: если вы его не прикончите, оно нападет на вас».
По мнению политика, ныне, из-за войны, Россия приближается к своему новому шансу: «окна возможностей, открывающиеся в результате революционных перемен, как правило, очень малы и закрываются очень быстро»
«У нового правительства будет всего несколько месяцев, в лучшем случае год, чтобы решительно порвать с тоталитарным прошлым и предотвратить его возвращение», – предполагает Кара-Мурза.
Поэтому теперь политик призывает: «Мы не имеем права повторять ошибку… Все архивы должны быть открыты и опубликованы. Все преступления как советского, так и путинского режимов должны получить надлежащую оценку на государственном уровне. Все структуры, причастные к этим преступлениям, прежде всего ФСБ, должны быть ликвидированы, а люди, совершившие эти преступления, должны быть привлечены к ответственности перед законом…».
В конце статьи Кара-Мурза останавливает своё внимание и на военных преступлениях российской армии в Украине: «Для расследования военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных путинским режимом в ходе его агрессии против Украины, нам придется создать международный трибунал». Только тогда россияне смогут «по-настоящему освободиться от бремени прошлого» и разорвать «старый порочный круг» своей истории.