Родители и адвокаты американского журналиста Эвана Гершковича направили петицию Рабочей группе ООН по произвольным задержаниям и просят публично осудить его произвольный арест в России и потребовать его немедленного освобождения.
В среду постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд вышла к журналистам в штаб-квартире ООН в сопровождении родителей журналиста, Михаила и Эллы, и его младшей сестры Даниэль. Томас-Гринфилд отметила, что с момента ареста Гершковича прошло уже почти шесть месяцев.
«Родители Эвана представили в ООН петицию, которая призывает эту организацию публично заявить, что Эван Гершкович был задержан произвольно, и потребовать его немедленного освобождения, — сказала Томас-Гринфилд. — Мы призываем все страны-члены ООН присоединиться к этому требованию освободить Эвана и всех тех, кто подвергся незаконным задержаниям».
Родители и сестра Эвана рассказали, как они тревожатся за его судьбу и как ждут освобождения сына и брата. Мать журналиста отметила, что Эван в тюрьме не теряет присутствия духа и чувства юмора — это ясно из его писем. В письмах Элле он шутливо пишет, что питание в Лефортово напоминаем ему кулинарные достижения его мамы Эллы.
Журналист газеты «Уолл Стрит Джорнал» Эван Гершкович находится в предварительном заключении в Лефортово. Он ждет суда по обвинению в шпионаже. Гершкович — сын иммигрантов из Советского Союза, родился в США и является американским гражданином. В Россию он поехал от «Уолл Стрит Джорнал» работать — писал о российской экономике, а также опрашивал россиян об их отношении к вторжению России в Украину. Представители «Уолл Стрит Джорнал» и компании Dow Jones, которая владеет «Уолл Стрит Джорнал», говорят, что обвинения в шпионаже против Гeршковича полностью сфабрикованы.
«Нарушены его международные права, — сказал Джейсон Конти, вице-президент Dow Jones. — Это не что иное, как “дипломатия заложников” — арестовать американца, чтобы что-то за него получить. Его необходимо немедленно освободить. Очевидно, что он никакой не шпион».
Газета «Уолл Стрит Джорнал» сообщала о вероятности обмена Эвана Гершкович на россиянина, находящегося в заключении на Западе — упоминался Вадим Красиков, отбывающий срок в Германии за убийство беженца из Чечни в центре Берлина. «Голос Америки» спросил, насколько реальны перспективы обмена и ведутся ли переговоры о таком обмене между официальными лицами России, Германии и США.
«У нас появился проблеск надежды, когда российские представители сказали — да, мы ведем обсуждения. Российские это сказали! — ответил на наш вопрос Пол Бекетт, глава Вашингтонского бюро «Уолл Стрит Джорнал». — Через день или два после этого Советник по национальной безопасности Джейк Салливан подтвердил: “Да, такие обсуждения ведутся. Но пока они не привели ни к какому решению”. Так что тут два вопроса: ведутся ли обсуждения и приводят ли они к конкретным результатам. И пока я могу вам дать только такой ответ на эти вопросы».
На пресс-конференции выступила Мариана Кацарова, спецдокладчик ООН по правам человека в России. В четверг 21 сентября она обнародует Доклад о положении дел с правами человека в России.
«Мы призываем немедленно освободить Эвана Гершковича, — сказала Мариана Кацарова. — Он был произвольно задержан только из-за того, что работал журналистом, и не имеет никакого отношения к обвинениям в шпионаже, которые ему предъявлены. Его случай является показательным и свидетельствует об эскалации преследований в России не только иностранных СМИ, но и российских».
По словам представителя Dow Jones, у них практически нет возможности получить информацию о деле Эвана.
«Чаще всего в тюрьме он общается со своими адвокатами, они его регулярно навещают — и мы за это очень благодарны, — сказал в интервью «Голосу Америки» Джейсон Конти. — За эти шесть месяцев его также три раза навещали представители американского посольства в Москве. В остальном он достаточно изолирован — большую часть времени он проводит в камере, ему нельзя общаться ни с кем, кроме адвокатов — ему запрещены телефонные звонки или посещения других людей. Но он может писать письма».
«Голос Америки» спросил Конти, что Dow Jones сообщают его адвокаты о его деле и существует ли вероятность, что его оправдают?
«Мы регулярно общаемся с его адвокатами, в основном эти разговоры — о его здоровье и условиях содержания, — сказал Джейсон Конти. — Так как это дело о шпионаже, оно ведется за закрытыми дверями, и адвокаты очень ограничены в плане той информации, который они могут с нами делиться. Так что нам трудно разговаривать с ними о его деле по существу».
«Голос Америки» спросил у представительницы Комитета по защите журналистов, за что по-настоящему, по ее мнению, сидит в российской тюрьме Эван Гершкович.
«Потому что он журналист, который встречался с россиянами, спрашивал их мнения, которые, возможно, не совпадали с мнением или с официальной линией Кремля, — сказала Гульноза Саид «Голосу Америки». — И он писал об этом на английском, так что широкие массы могли прочитать и узнать о том, что думают и чем живут простые россияне. И, как вы знаете, Кремль старается установить очень жесткий контроль над потоком информации, над тем, как рассказывают о войне в Украине, вообще обо всех практически сферах жизни. И задержание Эвана и обвинения в шпионаже — это не что иное, как наказание за его журналистику».