Руководитель «Sputnik Молдова» 56-летний Виталий Денисов был признан «нежелательным лицом» на территории Молдовы сроком на 10 лет и выдворен из страны под конвоем. Официальное объяснение Кишинева: Денисова заподозрили во вмешательстве во внутренние дела страны, которое ставит под угрозу информационную безопасность Молдовы.
МИД РФ, гендиректор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, а также бывший президент Молдовы Игорь Додон выразили недовольство в связи с мерой, принятой молдавским правительством.
Эксперты из Кишинева, с которыми побеседовала корреспондент Русской службы «Голоса Америки», считают высылку главреда «Sputnik Молдова» мерой запоздалой и скорее символической, поскольку, по их словам, она вряд ли ослабит работу кремлевских пропагандистов.
Молдавский политический обозреватель (Cornel Ciuria) полагает, что «Sputnik Молдова» продолжит работу и после высылки Виталия Денисова. «В последнее время “Спутником” руководили люди, приезжавшие из Москвы, но до этого руководителями “Спутника” были молдавские граждане», – отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Чуря высказал предположение, что среди жителей Молдовы найдутся те, кто захочет занять место Денисова. «В связи с этим я в данном случае не вижу особых рисков для “Спутника”, потому что Москва обеспечит руководство данной организации», – считает эксперт.
В настоящее время «Sputnik Молдова» ведет вещание на русском языке. Была и молдавская редакция, которая в полном составе покинула данное СМИ сразу же после начала полномасштабного вторжения России в Украину. «После этого мне не известно, был ли осуществлен новый набор сотрудников для молдавской редакции, но все передачи, которые я слушал, и даже участвовал в некоторых из них, велись на русском языке. Но в принципе, “Спутник” не имеет здесь широкой аудитории, в последнее время спецслужбы ограничивали его возможности, и радиовещания, как, в частости такового, здесь не было. Больше использовался интернет – разные сайты, Facebook. И конечно, главная ценность “Спутника” для пророссийского лагеря заключается в новостном контенте, который распространяется и продвигается посредством Интернета», – поясняет Чуря.
Собеседник «Голоса Америки» констатирует, что «Sputnik Молдова» является инструментом кремлевской пропаганды. Но показной характер борьбы с ним, в частности – демонстративную высылку главреда, эксперт называет «битвой с ветряными мельницами» из-за, по его словам, несоответствия уровня влияния «Спутника» применяемым против него санкциям. «Даже среди пророссийских средств массовой информации “Спутник” далеко не на первом месте, и, если бы (власти Молдовы) хотели серьезно бороться с российской пропагандой, то, наверно, они бы нашли какие-то другие ее источники», – говорит эксперт.
Он напоминает, что ранее в Молдове было приостановлено вещание шести российских телеканалов. Молдаване привыкли к российским СМИ, и это оказывает определенное влияние на политические настроения в стране. Поэтому, по свидетельству аналитика, Евросоюз разрабатывает различные медиапроекты с контентом на русском языке.
Директор кишиневского Института эффективной политики рассказал, что в Молдове прошла информация о том, что Виталий Денисов является полковником российских спецслужб. «У нас мало кто рассматривал его как журналиста. Но проблема не в том, является ли он журналистом или офицером ФСБ, а в политике, которая проводилась этим “Sputnik Молдова”», – подчеркивает Андриевский.
По его мнению, ирония заложена в самом названии этого СМИ, потому что материалы, публикуемые на его сайте, носят явно антимолдавский характер. Директор Института эффективной политики привел наугад несколько цитат последнего времени: «Молдавских детей 1 сентября, в день начала II Мировой войны цинично учили тому, что членство в Евросоюзе означает мир», «Война, которую НАТО ведет против России на Украине», «Радары, которые установили в Молдове, направлены против России».
«Это всего лишь небольшая часть примеров из сотен, может быть, и тысяч подобных, о чем в Молдове хорошо знают те, кто мониторит подобные публикации. И, конечно, недовольство в обществе от таких статей все больше закипало», – рассказывает эксперт.
Андриевский рассказывает и о том, что сам он требовал не закрыть «Sputnik Молдова» и не высылать его сотрудников, а всего лишь убрать из его названия слово «Молдова». «Пусть бы писали “Sputnik Россия”, и мы бы знали, что это – российская точка зрения. А то некоторые люди думают, что это у нас такие настроения», – говорит аналитик.
По мнению собеседника «Голоса Америки», высылка Денисова – закономерный итог его работы в Кишиневе. «Они (“Sputnik Молдова”) давно на это нарывались, возможно, им даже выгодно показать, что их тут “обижают”. Но надо понимать, что это не снимет накал информационной войны, которую Россия и пророссийские силы ведут против властей Молдовы», – убежден Андриевский.
Директор кишиневского Института эффективной политики отмечает, что Кремль и его местные сателлиты серьезно готовятся к предстоящим в Молдове местным выборам, на которых они собираются привести к власти пророссийские силы и максимально разжечь сепаратистские настроения в Приднестровье и Гагаузии. А на президентских выборах они рассчитывают заменить Майю Санду на прокремлевскую марионетку, затем в результате парламентских выборах хотят сместить нынешнее правительство Молдовы, ориентированное на вступление страны в Евросоюз. После чего можно будет закрыть границу с Румынией и перекрыть таким образом один из каналов поставок западного вооружения в Украину, предназначенного для отражения российской агрессии.
Высылку Денисова из Молдовы политолог считает символической мерой. «Мы живем в такое время, что Денисов может спокойно руководить из Москвы, давать указания, какие нарративы поддерживать, с кем беседовать и так далее. Здесь есть несколько “опорных” пунктов, с которыми они работают, есть большая группа местных пропагандистов, которых приглашают участвовать в работе “Спутника”, несколько лояльных политических партий. Конечно, некоторый сбой в их работе теперь может быть, потом появится какой-нибудь другой “главред в штатском”, который будет координировать их работу, и я думаю, что больших потерь от этой замены они не понесут. Потеря – это полное закрытие “Спутника”, но Молдова пока на это не решается. Хотя постепенно накапливается желание действовать жестко», – резюмирует Андриевский.
Председатель аналитического центра Сообщество WatchDog.MD (Valeriu Pașa) вслед за двумя другими собеседниками «Голоса Америки» полагает, что высылка Виталия Денисова не окажет существенного влияния на работу “Sputnik Молдова”. «Он не слишком занимался редакционной политикой, скорее был “смотрящим от центра”. Я думаю, они продолжат свою подрывную деятельность и без него. Это (высылка из Молдовы) было символическим жестом, и меня удивило, что это произошло только сейчас. Я имею в виду запоздалую реакцию властей, видимо раньше у них руки не доходили», – пояснил Паша.
Он напомнил и о том, что сайт «Спутника» был заблокирован в Молдове еще весной 2022 года. «И мы тогда вышли с публичной критикой, что заблокировать один сайт – это не означает решить проблему этого “новостного агентства” и что нужно найти юридическое основание для запрета их деятельности. Потому что редакция осталась, и они с тех пор перерегистрировали на себя целую кучу других сайтов, разнообразные telegram-каналы, страницы в соцсетях и ведут свою пропаганду дальше», – рассказал молдавский медиа-эксперт.
По словам Валериу Паши, российские пропагандистские ресурсы оказывают немалое влияние на настроения в молдавском обществе. «Достаточно посмотреть на результаты опросов о причинах войны России против Украины. У нас две трети населения верит разнообразным российским нарративам. Одна треть утверждает, что эта война – “защита республик Донбасса”, либо “борьба против нацизма”. И еще одна треть вообще не знает, что об этом думать. И это – тоже результат российской пропаганды, когда люди повторяют, что “не все так однозначно”. И кроме того, у нас до трети населения продолжает доверять Владимиру Путину, что также говорит о серьезном влиянии российских СМИ», – отмечает собеседник «Голоса Америки».
При этом в Молдове с лета прошлого года действует закон, запрещающий трансляцию российских новостных выпусков, аналитических и военных программ. «Полностью российские каналы у нас не запрещены, а если их запретить, то встанет вопрос: а чем их заменять? Потому что данная система выстраивалась десятки лет, у нас население привыкло потреблять развлекательный контент на русском языке. В странах Балтии этот процесс тоже был завершен не за один день – готовились и развивались альтернативные источники информации, усиливались возможности местных медиа. В Молдове все намного труднее, чем в Балтии, кроме того, здесь отсутствует широкий общественный консенсус по поводу того, хорошо ли для нас влияние России, или нет. Российская пропаганда убеждает большую часть населения, что это хорошо, и, если закрыть прокремлевские ресурсы, это вызовет недовольство в обществе. Есть пророссийские партии, пользующиеся какой-то общественной поддержкой. Прикрыть их деятельность означает пойти против политических прав определенной части населения. И получается замкнутый круг, в котором мы пытаемся что-то делать», – говорит председатель аналитического центра Сообщество WatchDog.MD Валериу Паша.