В Конституционном суде Грузии уже второй день проходят слушания по делу об импичменте президента страны Саломе Зурабишвили. Заявку об импичменте, подписанную 80 депутатами, в суде представляют члены правящей партии «Грузинской мечты», в том числе ее председатель Ираклий Кобахидзе.
«Грузинская мечта» утверждает, что президент нарушает Конституцию, так как отправляясь в зарубежные поездки, не согласовывает их с руководством правительства и парламента, к чему её обязывает 52-я статья Конституции Грузии. Сторона президента оспаривает это обвинение, заявляя, что мотивация «Грузинской мечты» политическая, и не имеет юридического обоснования.
Сама президент не присутствует на слушаниях, в суде её интересы представляют бывшая депутат от «Грузинской мечты» Тамар Чугошвили и бывшая судья грузинского Конституционного суда Майя Копалеишвили.
После первого заседания 3 октября Зурабишвили поблагодарила своих представителей за то, что они «выдержали все виды психологического и морального давления, а также оскорбления в ходе беспрецедентного судебного процесса» и, как пишет президент, «на фоне абсурдных обвинений и несуществующих доказательств достойно защитили институт президентства». Что касается исхода процесса, Зурабишвили ранее сказала журналистам: «Что будет, то будет, но все будет хорошо».
Решение Конституционного суда по иску об импичменте президента ожидается 15 октября. Если подтвердится нарушение Конституции, в течение десяти дней парламент рассмотрит судебное заключение и затем, в течение тридцати дней, вынесет вопрос на голосование. Практически все оппозиционные депутаты обещают голосовать против. Одновременно для импичмента необходимо 100 голосов депутатов, а максимальное количество, которое «Грузинская мечта» может набрать на данном этапе, не превышает 88.
Интересно, что председатель «Грузинской мечты» подтвердил на суде, что партия власти не ожидает, что процедура импичмента будет доведена до конца, так как понимает, что президент «нарушала Конституцию, рассчитывая на поддержку оппозиции», которая скорее всего, не проголосует за импичмент. Хотя, как заявил Кобахидзе 4 октября, в правящей партии считают, что в любом случае, президент будет вынуждена уйти со своей должности.
«Когда начинается процедура импичмента, это, с нашей точки зрения, означает, что мы больше не считаем президента достойной занимать пост президента. Соответственно, конечная цель и исходная точка импичмента заключается в том, что президент, по правилам, должна уйти со своей должности …Возможно мы не рассчитываем на поддержку ста депутатов, но наша цель достичь ухода президента с занимаемой должности», — заявил Кобахидзе.
Примечательно, что западные партнёры советуют грузинским политикам вместо углубления поляризации, сплотиться и вместе работать по проведению реформ, необходимых для получения Грузией статуса страны-кандидата в ЕС, решение по которому Тбилиси ожидает от Евросоюза до конца года. Так, глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил во время своего визита в Грузию в сентябре, что импичмент президента усилит противоречия в грузинском обществе.
«Я думаю, все институты страны должны работать вместе, совместно обеспечивая поддержку европейского пути», — заявил Боррель.
В свою очередь неправительственный сектор заявляет, что начало процедуры импичмента против президента Зурабишвили лишено правовых оснований, хотя, как поясняют во влиятельной НПО «Ассоциации молодых юристов Грузии» (АМЮГ), согласно закону, даже в случае если Конституционный суд решит, что президент нарушила Конституцию, но парламент не поддержит её отставку, у неё нет обязательства покинуть занимаемую должность.
«Главой государства может быть лицо, формально нарушившее Конституцию. Это объясняется тем, что процесс импичмента является политическим и окончательное решение может принять лишь законодательная власть», — говорится в заявлении АМЮГ от 4 октября.
При этом АМЮГ заявляет, что, встречаясь с зарубежными лидерами и пытаясь заручиться их поддержкой для кандидатского статуса Грузии, Зурабишвили действовала согласно 78-й статье Конституции, в соответствии которой все конституционные органы в пределах своих полномочий обязаны принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в ЕС и НАТО. При этом, отказывая ей в проведении указанных встреч, по оценке АМЮГ, руководство Грузии само не выполняла свою обязанность, предусмотренную в данной статье Конституции.
Примечательно, что напряжение в отношениях партии власти и президента Грузии стало очевидным после того, как в марте 2022 года Саломе Зурабишвили раскритиковала «нерешительную поддержку» Украины со стороны «Грузинской мечты». После этого «Грузинская мечта» обвинила Зурабишвили в нарушении Конституции и пригрозила, что обжалует это и ряд других «неконституционных действий» президента в суде. Но тогда угрозы «Грузинской мечты» подать в суд на Зурабишвили так и не материализовались, так как по старой версии закона было возможным обжаловать в Конституционном суде лишь нормативные акты, изданные президентом, но не её/его действия.
В апреле 2022 года Парламент Грузии утвердил изменения в закон «О Конституционном суде», согласно которым уже стало возможным обжаловать действия президента Грузии, а также Генпрокурора, Генерального аудитора, Народного защитника, парламента, и правительства.