«ХАМАС поймет, что, напав на нас, он совершил ошибку исторического масштаба. Мы назначим цену, которая запомнится им и другим врагам Израиля на десятилетия вперед», – цитируют различные американские источники реакцию на последние события премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Израиль продолжит отвечать силой, а возможно, и перейдет к наземному вторжению в Газу, поскольку ХАМАС не оставил ему выбора, пишет The New York Times. Один из ключевых вопросов, который определит развитие кризиса, – останется ли ливанская боевая группировка «Хезболла» в стороне или активизирует своих бойцов для нападения на Израиль.
Если «Хезболла» примет непосредственное участие в боевых действиях, то они, скорее всего, станут одними из самых интенсивных в регионе за последние годы, утверждает автор статьи Ронен Бергман (Ronen Bergman).
Убрать руководство ХАМАС – это не вопрос нескольких дней или недель, полагает президент и основатель политической консалтинговой компании Eurasia Group Ян Бреммер (Ian Bremmer) в интервью CNBC.
«Это месяцы, а может быть, и годы. Это будет продолжаться долго, очень долго. Израильтяне намерены воевать, а это означает не только авиаудары, но и наземную операцию – от дома к дому – в Газе, с большим количеством жертв, за которые ХАМАС, конечно же, хочет переложить ответственность на Израиль».
Ввод сухопутных войск в Газу для уничтожения баз ХАМАС, захвата или уничтожения боевиков этой группировки неизбежно приведет к значительным жертвам среди палестинского населения, предупреждает в статье, опубликованной The Wall Street Journal Дэвид Петреус (David Petraeus), бывший директор ЦРУ, генерал армии США в отставке, в прошлом руководивший Центральным командованием США и силами НАТО/США в Афганистане.
«Вероятно, серьезные потери будут и со стороны Израиля. Сложности предстоящей военной операции трудно переоценить. Как показали действия американских и коалиционных сил в Ираке и Афганистане, операции должны тщательно анализироваться на этапе планирования, чтобы убедиться, что они не приведут к появлению новых врагов из-за способов ведения войны», – cчитает Петреус.
«Израиль вряд ли пойдет на переговоры, и уж точно не будет добиваться скорейшего прекращения огня, которое может быть выгодно только ХАМАС», – утверждает советник Вашингтонского института ближневосточной политики и бывший посланник США на Ближнем Востоке Деннис Росс (Dennis Ross) в своей статье, опубликованной журналом Foreign Affairs. По его мнению, «обезглавить руководство ХАМАС, разрушить его военную инфраструктуру, уничтожить большое количество боевиков и даже вновь оккупировать Газу – вполне реальные цели».
Росс полагает, что Израиль не остановится до тех пор, пока ХАМАС не будет в значительной степени разоружен и не будут созданы механизмы, исключающие возможность его повторного вооружения.
«Конечная цель Израиля – сделать так, чтобы ХАМАС больше не мог ему угрожать, а арабские лидеры, в частности, могут принять демилитаризацию как способ спасения палестинцев Газы», пишет эксперт.
Маловероятно, что конфликт останется на стадии блокады сектора Газа, вопрос лишь в масштабах и скорости расширения войны, продолжает рассуждать на эту тему вице-президент Брукингского института и директор его внешнеполитической программы Сюзэнн Малоуни (Suzanne Maloney) в статье в Foreign Affairs.
«Пока израильтяне сосредоточены на непосредственной угрозе и не склонны расширять конфликт, но выбор может оказаться не за ними, – полагает Малоуни. – Так как после шока от успеха ХАМАС, у «Хезболлы» будет велик соблазн открыть второй фронт».
Неясно, будет ли Израиль наносить удар по Ирану в связи с его прямой или косвенной ролью в этих атаках, однако все варианты должны быть рассмотрены как возможные, – приводит свою версию старший советник по национальной безопасности компании POLARIS Джон Нунан (John Noonan) в журнале National Review.
«Конечные военные цели премьер-министра Нетаньяху могут включать возвращение Газы и восстановление израильского контроля над этой территорией, а могут ограничиваться ликвидацией ХАМАС как функциональной единицы».
Рано или поздно, Израиль почти наверняка начнет наземное вторжение в Газу – опорный пункт ХАМАС и его «легионов террора», так как «бесцеремонные и варварские атаки ХАМАС не оставляют другого выбора», – утверждает в своей редакторской статье издание The New York Post.
«Из-за того, что ХАМАС размещает военнослужащих и боеприпасов в гражданских районах – мечетях, больницах, школах, и не дает мирным жителям эвакуироваться, мы можем ожидать поток необработанных снимков страданий простых жителей Газы, – продолжает газета. – Но они не должны поколебать решимость Америки стоять на стороне Израиля и поддерживать то, чего требует жестокость террористического нападения, а именно полное уничтожение ХАМАС».
Какова может быть позиция США в этом конфликте?
Перед Джо Байденом стоит более сложная задача, чем перед президентами США за последние годы, – не дать войне на Ближнем Востоке выйти из-под контроля, цитирует журнал Newsweek Джона Маклафлина (John McLaughlin), бывшего исполняющего обязанности директора ЦРУ при Джордже Буше-младшем.
«Задача американцев на данном этапе состоит в том, чтобы не дать ситуации выйти за пределы существующего положения, – утверждает эксперт. – После прохождения этой фазы, можно будет начать думать о деэскалации».
«Перед Байденом стоит задача поддержать Израиль, помочь ему победить ХАМАС и при этом каким-то образом сохранить переговоры о мире и нормализации отношений между Израилем, арабскими государствами и – неизбежно – теми палестинскими сторонами, которые готовы к этому, — говорится в редакторской статье The Washington Post. – Это не совсем та задача, на которую он Байден]рассчитывал, и уж точно не простая. И все же именно ее необходимо решить, чтобы сохранить влияние Соединенных Штатов на Ближнем Востоке».