Грузия не будет участвовать в формате регионального сотрудничества, объединяющего Азербайджан, Армению, Иран, Россию и Турцию, до тех пор, пока Россия оккупирует грузинские регионы.
«Для нас этот формат является неприемлемым именно из-за России», – заявил грузинским СМИ депутат от правящей «Грузинской мечты» Николоз Самхарадзе, подчеркнув, что при этом Тбилиси заинтересован в двух и трёхстороннем сотрудничестве с другими участниками этого формата
«Нам важно, чтобы на Кавказе была такая погода, которая будет способствовать как политическому, так и экономическому сотрудничеству. Когда одна страна этого т.н. формата грубо нарушает территориальную целостность нашего государства и оккупирует его часть, конечно, участие в этом формате не имеет смысла», – отметил представитель правящей силы.
Самхарадзе напомнил о том, что у Грузии есть пятнадцатилетний опыт участия вместе с Россией в Женевских переговорах по вопросам, связанных с территориальной целостностью Грузии, в ходе которых «она блокирует все решения, которые могли бы продвинуть процесс урегулирования конфликта или способствовали бы шагам в направлении деоккупации».
«Поэтому у меня нет иллюзий, что в любом другом формате Россия поведет себя иначе», –заявил один из лидеров «Грузинской мечты».
Напомним, что идею сотрудничества Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, России и Турции по вопросам разблокировки экономических и транспортных связей в октябре 2021 года озвучил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Москва поддержала эту инициативу.
Тбилиси изначально заявил, что пока Россия оккупирует грузинские территории, сотрудничество невозможно. Тем не менее, несмотря на однозначный отказ, Россия периодически призывает Грузию к участию в переговорах с пяти странами в так называемом формате «3+3», предлагая Тбилиси пересмотреть свою позицию.
После последней встречи участников формата «3+3» в Тегеране 23 октября, глава российского МИДа Сергей Лавров вновь выразил надежду на присоединение Грузии к формату, пояснив, что «нынешние власти в Тбилиси, как они уже не раз доказывали, исходят прежде всего во всех своих действиях из коренных национальных интересов… Это дает основание полагать, что полноценный формат “3+3” может заработать в недалеком будущем».
В свою очередь министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян также призвал Грузию принять участие в будущих встречах формата «3+3».
Примечательно, что в ходе первого заседания формата 10 декабря 2021 года в Москве, несмотря на отсутствие грузинской делегации, российская сторона все равно поставила государственный флаг Грузии среди флагов стран-участниц. МИД Грузии назвал тогда данный факт «неприемлемым».
Руководитель Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе считает, что несмотря на то, что «Грузинская мечта» не сторонится действий и шагов, которые в ряде случаев не сочетаются с позицией западных стран, в данной ситуации партия власти не хочет быть частью «открыто антизападного» формата. В то же время, как говорит политолог, грузинское руководство параллельно сотрудничает с каждым из участников формата, включая Россию.
«Подтверждением того, что между Тбилиси и Москвой есть неафишируемые контакты, являются, к примеру, просочившиеся на этой неделе в соцсети телефонные переговоры представителей Грузии и России насчет восстановления авиасообщения между странами, прерванного несколько лет назад по указу российского президента Путина. Вспомним, что после восстановления авиасообщения в июне, и критики в данной связи со стороны США и ЕС, Тбилиси заявлял о собственной непричастности, утверждая, что рейсы восстановились по инициативе Москвы. То есть «Грузинская мечта» не хочет подписываться под своими действиями, которые могут быть восприняты электоратом в качестве помехи на евроатлантическом пути Грузии. Аналогичная ситуация с так называемым форматом «3+3», – считает Читадзе.
Примечательно, что по результатам мартовского исследования, проведенного в Грузии Международным республиканским институтом (IRI), 82% опрошенных заявили, что внешнеполитический курс Грузии должен быть прозападным, а 9% – что курс страны должен быть пророссийским. При этом присоединение Грузии к ЕС поддержали 89% опрошенных IRI, а к НАТО – 80%.
Одновременно, на вопрос кому они отдадут предпочтение если они окажутся перед выбором между интеграцией в ЕС и НАТО и тесными отношениями с Россией, 69% опрошенных NDI сказали, что Грузия больше выиграет от европейской и евроатлантической интеграции, 14% заявили, что не знают, 8% респондентов NDI сказали, что для них неприемлем ни один из предложенных вариантов, и лишь 7% – выступили за сближение с Россией за счет отказа от евроатлантической интеграции.