В расследовании издания утверждают, что «координатором» операции был 48-летний полковник Роман Червинский, служивший в Силах специальных операций Украины. Он курировал логистику и поддержку группы из шести человек, которая арендовала парусное судно, используя фальшивые документы и водолазное снаряжение для установки взрывных устройств, сообщает The Washington Post.
До сих пор остается загадкой, кто стоит за взрывами, повредившими три из четырех трубопроводов, входящих в состав «Северного потока-1» и «Северного потока-2», в результате чего газ хлынул в Балтийское море, нарушив основной маршрут экспорта в Европу и подогрев и без того высокую напряженность в связи с вторжением России в Украину.
Червинский не планировал операцию и не действовал в одиночку, а получал приказы от более высокопоставленных украинских чиновников, сообщает WP. Через своего адвоката он отрицает свою причастность к диверсии.
«Все домыслы о моей причастности к атаке на “Северный поток” распространяются российской пропагандой и не имеют под собой никаких оснований», — говорится в его заявлении для WP и Der Spiegel.
Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно отрицал причастность своей страны к диверсиям.
«Я бы никогда этого не сделал», — заявил он в июне в интервью немецкой газете Bild, добавив, что «хотел бы увидеть доказательства».
Но операция по строительству «Северного потока» была спланирована таким образом, чтобы Зеленский оставался в неведении, сообщила WP.
Оба СМИ сообщили, что украинское правительство не ответило на просьбу прокомментировать их расследование.
В настоящее время Червинский находится под следствием в Киеве и обвиняется в выдаче России координат украинского аэродрома при попытке склонить российского летчика на сторону Украины, что спровоцировало ракетную атаку. Он утверждает, что его преследование является политической местью за критику Зеленского.
В своем заявлении Червинский сказал: «Я посвятил всю свою жизнь защите Украины». Обвинения против него, связанные с операцией с российским самолетом, он также назвал «беспочвенными и надуманными» и пообещал, что «обязательно докажет это в суде».