Генри Киссинджер, лауреат Нобелевской премии мира и дипломат, чья служба при двух президентах оставила неизгладимый след в американской внешней политике, умер в среду в возрасте 100 лет, сообщила компания Kissinger Associates Inc.
Он умер у себя дома в Коннектикуте.
Киссинджер, которому в мае этого года исполнилось 100 лет, до последних дней оставался активным участником политических процессов, посещал встречи в Белом доме, опубликовав книгу о стилях лидерства и дав показания перед сенатским комитетом о ядерной угрозе со стороны Северной Кореи. В июле 2023 года он совершил неожиданный визит в Пекин, чтобы встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином.
В 1970-х годах он принимал участие во многих эпохальных глобальных событиях десятилетия, будучи государственным секретарем при республиканском президенте Ричарде Никсоне. Усилия Киссинджера привели к установлению дипотношений США и КНР, знаковым американо-советским переговорам по контролю над вооружениями, расширению связей между Израилем и его арабскими соседями, а также к подписанию Парижских мирных соглашений с Северным Вьетнамом.
Влияние Киссинджера как главного архитектора внешней политики США померкло после отставки Никсона в 1974 году. Тем не менее, он оставался влиятельным дипломатом при президенте Джеральде Форде и до конца жизни высказывал мнения по поводу происходящего в мире.
Многие восхищались Киссинджером за его блестящий ум и широкий опыт, другие обвиняли его в военных преступлениях за поддержку антикоммунистических диктатур, особенно в Латинской Америке. В последние годы его поездки были ограничены попытками других стран арестовать или допросить его о прошлой внешней политике США.
Его Нобелевская премия мира 1973 года, присужденная совместно с Ле Дык Тхо из Северного Вьетнама, который от неё отказался, стала одной из самых спорных в истории. Двое членов Нобелевского комитета подали в отставку из-за выбора и вопросов о секретной американской бомбардировке Камбоджи.
Форд назвал Киссинджера «супергоссекретарем», но также отмечал его раздражительность и самоуверенность, которые критики называли паранойей и эгоизмом.
С его угрюмым выражением лица и хриплым голосом с немецким акцентом, Киссинджер обладал репутацией ловеласа, ухаживая за звёздами в Вашингтоне и Нью-Йорке до женитьбы. Власть, по его словам, была для него главным афродизиаком.
Разговорчивый в сфере политики, Киссинджер был сдержан в личных делах, хотя однажды сказал журналисту, что видит себя героем киновестернов о ковбоях.
Киссинджер родился в Германии 27 мая 1923 года и переехал в Соединенные Штаты со своей семьей в 1938 году, незадолго до начала нацистской кампании по уничтожению евреев.
Киссинджер стал натурализованным гражданином США в 1943 году, служил в армии в Европе во время Второй мировой войны и поступил в Гарвардский университет по стипендии, получив магистерскую степень в 1952 году и докторскую степень в 1954 году.
На протяжении большей части этого времени Киссинджер работал консультантом для государственных организаций, в том числе в 1967 году, когда он выступал посредником для Государственного департамента на переговорах во Вьетнаме. Он использовал свои связи с администрацией президента Линдона Джонсона для передачи информации о мирных переговорах лагерю Никсона.
Когда обещание Никсона завершить войну во Вьетнаме принесло ему победу на президентских выборах 1968 года, он привлёк Киссинджера в Белый дом в качестве советника по национальной безопасности.
Но процесс «вьетнамизации» – перекладывание бремени войны с полумиллиона американских военных на южных вьетнамцев – был долгим и кровавым, сопровождаясь массированными бомбардировками Северного Вьетнама, минированием его гаваней и бомбардировками Камбоджи.
В 1972 году Киссинджер заявил, что мир во Вьетнаме «на подходе», но Парижские мирные соглашения, достигнутые в январе 1973 года, были лишь прелюдией к окончательному коммунистическому захвату Юга два года спустя.
В 1973 году, помимо своей роли советника по национальной безопасности, Киссинджер был назначен государственным секретарём – что дало ему неоспоримую власть во внешней политике.
Обострившийся арабо-израильский конфликт вынудил Киссинджера к участию в интенсивном переговорном процессе.
Тридцать два дня, проведенные в полетах между Иерусалимом и Дамаском, помогли Киссинджеру заключить долгосрочное соглашение между Сирией и Израилем.
В попытке уменьшить влияние Советского Союза, Киссинджер обратился к его главному коммунистическому сопернику, Китаю, и совершил два визита в Пекин, включая секретный, чтобы встретиться с премьер-министром КНР Чжоу Энлаем. В результате состоялся исторический саммит Никсона в Пекине с председателем Мао Цзэдуном и последующее официальное установление отношений между двумя странами.
Скандал с Уотергейтом, вынудивший Никсона уйти в отставку, не коснулся Киссинджера, который продолжал занимать должность государственного секретаря, когда Форд пришел в Белый дом летом 1974 года. Но Форд заменил его на посту советника по национальной безопасности в попытке услышать больше мнений по внешней политике.
В том же году Киссинджер отправился с Фордом в советский Владивосток, где президент встретился с Леонидом Брежневым и договорился об основах стратегического пакта о вооружениях. Соглашение стало вершиной усилий Киссинджера по разрядке, которые привели к ослаблению напряженности между США и Советским Союзом.
Но дипломатические навыки Киссинджера имели свои пределы. В 1975 году ему приписывали неудачу в попытке убедить Израиль и Египет договориться о втором этапе установления мира на Синайском полуострове.
И во время индо-пакистанской войны 1971 года Никсон и Киссинджер подверглись серьезной критике за одностороннюю приверженность интересам Пакистана.
Как и Никсон, он боялся распространения левых идей в западном полушарии, и его действия в ответ на это вызвали у многих латиноамериканцев неприятие Америки на долгие годы.
В 1970 году он вместе с ЦРУ спланировал операцию с целью дестабилизировать и свергнуть марксистского, но демократически избранного президента Чили Сальвадора Альенде, а в меморандуме после кровавого переворота в Аргентине в 1976 году сказал, что военным диктаторам следует оказывать поддержку.
Когда Форд проиграл демократу Джимми Картеру в 1976 году, дни Киссинджера в высших сферах государственной власти практически закончились. Следующий республиканец в Белом доме, Рональд Рейган, дистанцировался от Киссинджера, видя в нем человека, не соответствующего его консервативному электорату.