Комитет защиты журналистов (КЗР – CPJ) зафиксировал 320 случаев задержания журналистов на момент подсчета (1 декабря 2023 года). Этот показатель – второй по значению, который был зафиксирован комитетом с момента начала проведения подсчетов в 1992 году. Он свидетельствует об укоренившемся авторитаризме и подавлении независимых СМИ, отмечает КЗР.

Некоторые правительства преследуют журналистов даже за пределами своих стран. В числе практик запугивания, применяемых Москвой, – выдача ордеров на арест российских журналистов, проживающих в других странах. Эфиопия заставила вернуться изгнанного журналиста, чтобы предъявить ему обвинения в терроризме.

Исследование, проведенное КЗР, свидетельствует о том, что более половины лиц, включенных в перепись (168 человек), столкнулись с обвинениями в распространении фейков, терроризме и других угрозах государству в отместку за журналистскую деятельность.

В 66 случаях задержанным до сих пор не сообщили о предъявленных им обвинениях. Они часто содержатся в неоправданно жестоких условиях, надлежащая правовая процедура часто нарушается, поскольку власти продлевают сроки предварительного заключения журналистов, и даже адвокаты журналистов сталкиваются с мерами возмездия в глобальном масштабе.

В Китае (44 человека), Бирме (43) и Беларуси (28) на момент проведения переписи в тюрьмах содержалось более трети (35,8%) работающих в стране журналистов.

В Беларуси большинство журналистов (71%) обвиняется в антигосударственной деятельности; почти половина отбывает наказание сроком от пяти лет и более.

Чаще всего белорусские власти используют законы об экстремизме для заключения журналистов в тюрьму в отместку за их работу. Пять из семи новых белорусских заключенных в переписи CPJ 2023 года обвиняются в создании или участии в экстремистских группах, а также в содействии экстремистской деятельности.

Два ключевых изменения в списках переписи 2023 года – это Израиль и Иран; в каждой из этих стран 1 декабря находилось за решеткой не менее 17 журналистов, что ставит эти страны на шестое место. Израиль неоднократно фигурировал в ежегодной переписи CPJ, но это самое большое количество арестов палестинских журналистов с тех пор, как CPJ начал документировать аресты в 1992 году.

Россия также активизировала усилия по подавлению свободной журналистики. После начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года Москва стремится криминализировать журналистику за пределами страны, выдав ордера на арест и вынеся заочные тюремные приговоры нескольким известным журналистам, работающим в изгнании.

Россия также держит в тюрьмах непропорционально большое количество иностранных журналистов. Двенадцать из 17 иностранных журналистов, содержащихся в тюрьмах по данным переписи, находятся в России. Двое, Эван Гершкович и Алсу Курмашева, являются гражданами США, находящимися в предварительном заключении. Среди десяти задержанных из Украины – пять крымских татар. Четверо из них отбывают наказание от 12 до 19 лет по обвинению в терроризме.

Таджикистан по-прежнему занимает первое место по количеству заключенных журналистов в Центральной Азии: семь журналистов отбывают тюремные сроки от семи до 20 лет – все они были осуждены с конца 2022 года.

В конце 2023 года ситуация со свободой прессы в Азербайджане также стремительно ухудшилась: прокатилась волна задержаний журналистов в преддверии президентских выборов, которые должны состояться в феврале 2024 года.

В некоторых странах условия содержания журналистов в тюрьмах очень тяжелые. В докладах по странам, опубликованных Госдепартаментом в начале 2023 года, говорится, что заключенные в Китае, Бирме, Беларуси, России и Вьетнаме обычно сталкиваются с физическим и сексуальным насилием, нехваткой еды и воды, а также неадекватным медицинским обслуживанием.