Более 3 тысяч человек во Владивостоке остались без горячей воды из-за аварии», «Более 6 тысяч людей остались без отопления в Находке из-за коммунальной аварии», «В Нижнем Новгороде 10 человек получили ожоги из-за прорыва трубы», «В Новосибирске улицу залило водой в – 40 градусов», «Десятки автомобилей затопило из-за прорыва трубопровода в Уфе».
Это – заголовки российских СМИ, сообщающих о проблемах с жилищно-коммунальным сервисом (ЖКХ) в различных регионах РФ.
В конце 2022 года эфир государственных российских телеканалов был заполнен роликами так называемой «социальной антирекламы», где демонстрировались зажженные на полную мощь газовые конфорки на кухнях квартир в российских городах вперемежку с кутающимися в шерстяные кофты и свитера жителями стран Евросоюза. Намек был ясен: отказались от российского газа – пеняйте на себя.
Однако по итогам зимы 2022 – 2023 годов оказалось, что европейцы не только не замерзли, но и сделали вывод, что Россия вовсе не является надежным поставщиком углеводородов. Поэтому во избежание неприятных последствий холодных зим европейцам лучше заранее озаботиться контрактами с другими газодобывающими странами, в том числе – с постсоветскими государствами.
В самой России в декабре прошлого года появилась шутка: «генерал Мороз» ведет «дружественный обстрел» российских территорий.
Сайт «Новосибирск онлайн» сообщает: «Когда говорят, что в России две беды, почему-то забывают, что у нас еще есть погода, которая все объясняет: неожиданно наступившая зима приносит с собой снег (из-за него пробки на дорогах и аварии) и ветер с ледяными дождями (они обрывают провода). В этом году еще и аномальные морозы». И далее: «Один из самых громких инцидентов был в подмосковном Подольске, где тысячи жителей остались без тепла и вышли на митинг… Однако проблема не только в Подмосковье – в Архангельске люди остались без отопления прямо в новогоднюю ночь, в ХМАО (Ханты-Мансийском автономном округе) в сорокаградусные морозы произошла целая серия аварий, в Краснодаре местами пропали одновременно вода, отопление и электричество».
Бывший муниципальный депутат Совета депутатов Новосибирска, оппозиционный политик а в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» отметила, что неладное с инфраструктурами ЖКХ творится по всей России, а в ее родном городе за последние дни случилась уже третья катастрофа: «Это – следствие политики властей за последние 25 лет. А главная причина в том, что, когда “жирные” нулевые годы была возможность вкладывать деньги в инфраструктуру, государство решило, что делать этого оно не будет. В большинстве регионов как положили трубы в 60-х – 70-х годах, так с тех пор они там и лежат, и за последние годы никто не потрудился подойти к этой проблеме комплексно и решить ее до того, как она начала проявляться в нынешнем формате».
Экс-депутат подчеркивает, что устранение неполадок с инфраструктурой – в первую очередь забота региональных властей. Но и федеральный центр ничего не сделал для предотвращения аварий на теплотрассах, констатирует Пирогова.
В конце нулевых годов в российской прессе появилось несколько аналитических статей, авторы которых предупреждали, что через 12 –15 лет начнется коллапс с сфере жилищно-коммунального хозяйства, что сейчас и происходит. Хельга Пирогова согласилась с тем, что мрачные прогнозы аналитиков остались без внимания со стороны властей и добавила: «Зима в этом году выдалась в России очень морозная. А из разных регионов страны поступают инсайды о том, что значительную роль в проблемах с коммуникациями играет также человеческий фактор. Различные факторы накладываются один на другой, и – будем честны! – никто в России не думает, что государство сейчас выдаст триллионы рублей на замену всех коммуникаций по всей стране, чтобы хорошо пережить следующую зиму. И что летом начнется массовый ремонт труб и линий электропередачи. Я лично очень сомневаюсь, что это произойдет, ведь вместо замены сгнивших труб на них просто ставятся пятнадцатиметровые заплаты, а остальные километры труб находятся в том же состоянии. Так что в ближайшее время ситуация не улучшится», – подчеркивает оппозиционный политик из Новосибирска.
Пирогова отмечает и другое немаловажное обстоятельство – нехватку специалистов в сфере ЖКХ. «Мы же помним, что когда началась мобилизация, то в первую очередь начали забирать в военкоматы бюджетников. Например, у нас в Новосибирске многих работников компаний, обслуживающих коммуникации, отправили на войну. И это при том, что таких специалистов и так не хватает, потому что зарплата у них просто до неприличия смешная. А новых специалистов, которых можно заманить на такую работу, очень мало, и большинство из них долго здесь не задерживается», – поясняет она.
Из-за коллапса системы ЖКХ 20 января жители Новосибирска планировали собрать общегородской митинг под лозунгом «Организуемся! Иначе – замерзнем!», однако вице-мэр города Геннадий Захаров заявил:
«Акция может создать угрозу правам человека и гражданина, законности, правопорядку и общественной безопасности, в том числе основам конституционного строя». В результате митинг был запрещен. Сейчас инициаторы подали повторную заявку на проведение акции 27 января.
Член правления партии «Зеленые Эстонии» по профессии является инженером, и проблемы с коммуникациями в сфере ЖКХ знает изнутри. Он подтверждает, что трубы теплотрасс были проложены еще в советские времена и с тех пор их не меняли. «В морозные дни в эти трубы запускали очень горячую воду, чтобы повысить температуру в домах. Из-за этого происходили разрывы в проржавевших местах, образовывались протечки», – рассказывает Сагитов.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он, как и Хельга Пирогова, подчеркнул, что острота проблемы не в последнюю очередь связана с нехваткой специалистов: «Из страны ведь в последнее время уехали не только ай-тишники, но и многие квалифицированные рабочие. А тех, кто не уехал, – мобилизовали».
По мнению инженера, проблемы с коммуникациями в России в дальнейшем будут лишь углубляться. «Если заниматься лишь мелким ремонтом и латать трубы вместо их замены, то ничего не изменится, и в дальнейшем все будет хуже и хуже. Если же поставить вместо устаревших новые, полностью изолированные трубы, то проблема исчезнет на десятилетия. Но для этого нужны и люди, и немало денег», – резюмирует Сагитов.
была депутатом одного из муниципальных округов Санкт-Петербурга и депутатом Городского законодательного собрания, поэтому хорошо осведомлена о проблемах жилищно-коммунального хозяйства.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она подтвердила, что в комплекс ЖКХ деньги не вкладываются уже несколько десятилетий, а старые коммуникации полностью изношены.
«Плюс к этому мы видим, как (в российских городах) застраиваются новые территории, которые также подключаются к старым сетям, что значительно повышает нагрузку на них. И получается, что с одной стороны нет политической воли вкладывать большие финансы (в замену коммуникаций), а с другой стороны есть воля получать как можно больше прибыли от введение новых кварталов. Я предполагаю, что это – только начало, и тенденция будет ухудшаться из года в год», – говорит Галкина.
В начале десятых годов, когда губернатором Санкт-Петербурга был Георгий Полтавченко, в городе разгорелся скандал после публикаций о том, что в ходе ремонтных работ одни старые трубы теплосетей, заменяли другими, столь же изношенными. По свидетельству Галкиной, тогда наказали представителей низшего звена работников жилкомсервиса. «Так бывает всегда, например, в Подольске Московской области досталось начальнику котельной, который неоднократно обращался к вышестоящему руководству с просьбой принять срочные меры в связи с плачевным состоянием котельной.
А в Санкт-Петербурге мы каждый год видим, что рвутся трубы и зачастую в одних и тех же местах. В Василеостровском районе у меня даже была карта, где было обозначено, в каких местах трубы лопались, а потом латались», – рассказывает эксперт.
Упоминает она и о «человеческом факторе»: «Я подозреваю, что людей, обслуживающих коммуникации, не хватает, квалификация у многих из них не высока, работать за небольшие деньги никто не хочет. Так же, как люди не хотят становиться “козлами отпущения”, если где-то прорвет трубы теплоснабжения».
По словам Галкиной, на очереди – аварии электросетей, канализации, водопровода и других коммуникаций. «Нет ни одного сегмента, в который вкладывались бы деньги. Тем более, что денег (на ремонт и обновление коммуникаций) всегда не хватает, и вообще – обслуживание сетей – это долгосрочная процедура, что связано с определенными неудобствами», – поясняет она.
Сегодня приоритетом для российских властей является трата больших денежных сумм на войну в Украине, а не на благоустройство российских населенных пунктов, напоминает бывший депутат. «Видимо, – продолжает она, – раньше приоритеты были тоже какие-то другие. Например, в Санкт-Петербурге мы не видим никакого развития: строительства новых линий метрополитена нет. Большие проблемы с оборудованием для лифтов, через некоторое время здесь могут начаться аварии, в том числе – с человеческими жертвами. Отсутствие развития мы наблюдаем и во всех других сферах городской жизни. А в регионах, я думаю, ситуация еще хуже. Развивается, пожалуй, только Москва, но это – “государство в государстве”, и там несоизмеримое финансирование всех секторов. А в Санкт-Петербурге в приоритете только “оборонка” и затыкание социальных дыр. И страшно представить, чем все это закончится».