Госдума России сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки к закону о выборах президента. Изменения в числе прочего касаются порядка проведения голосования в случае военного положения.
Так, в соответствии с поправками, выборы в регионах, где введено военное положение, могут быть перенесены по решению Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Основанием для такого решения названа угроза жизни и здоровью граждан. По той же причине стало возможным изменять сроки голосования на избирательных участках за границей России.
На сегодняшний день военное положение действует той части оккупированной украинской территории, которую российская власть после так называемых референдумов и последовавших затем псевдовыборов назвали своими «новыми регионами». Факт неприкрытой аннексии не признан ни одним цивилизованным государством мира.
Госсекретарь США Энтони Блинкен осудил эти действия России, назвав их «вопиющим пренебрежением принципами Устава ООН». По словам госсекретаря, Соединенные Штаты никогда не признают результаты таких «выборов».
Очередные президентские выборы в России намечены на 2024 год. Дата их проведения пока неизвестна. Президент Владимир Путин также ещё не сообщал в своей готовности баллотироваться на следующий срок.
Смысл принятия последних поправок очень простой, считает политолог Александр Кынев. По его мнению, прежде всего они приняты в качестве предупредительного хода на вероятное непризнание российской оппозицией и Западом выборов 2024 года.
«В публичном пространстве уже звучали высказывания со стороны ряда деятелей российской политической эмиграции, а также представителей западных стран о том, что сам факт проведения выборов в (оккупированных) регионах, которые в настоящее время не признаются международным сообществом, является аргументом, чтобы в целом не признавать президентские выборы в России», – констатировал в комментарии Русской службе «Голоса Америки» Александр Кынев.
Как ему кажется, решение не проводить выборы в оккупированных регионах Украины, исходя из того, что там действует военное положение, как раз и позволяет Кремлю решить эту проблему.
Напомним, в октябре нынешнего года Парламентская ассамблея Совета Европы единодушно проголосовала за резолюцию, в которой содержится призыв к государствам-членам Совета Европы признать Владимира Путина нелегитимным после окончания его нынешнего президентского срока и прекратить с ним общение практически по всем вопросам, за исключением гуманитарных и касающихся мирного урегулирования.
Главная проблема заключалась в том, что администрации президента необходимо было постелить соломку на случай, если ситуация на поле боя в Украине вдруг кардинально изменится, в свою очередь заметил в интервью «Голосу Америки» политолог Дмитрий Орешкин. Поэтому, на его взгляд, в поправках намеренно неясно сформулированы некоторые положения.
«Там говорится о каких-то особых условиях, полномочиях, но о каких именно, не конкретизируется, – уточнил он. – Другая проблема чисто технологическая. Оккупированные территории легко могут стать дополнительными источниками фальсификата. Подвергать проверке явку или итоги голосования там никто и не вздумает. Какой надо, такой результат и нарисуют – как в Чечне и других электоральных султанатах. Так что это запасной резервуар».
Наконец, очевидно, учитывается и то, что до сих пор практически никто не признал оккупированные украинские земли российскими, включая Китай, продолжил Дмитрий Орешкин: «Соответственно, если проводить там выборы на общей основе, то вся электоральная процедура в целом становится нелегитимной. Это не про Запад, который, скорее всего, и так не признает выборы доброкачественными, а больше про Пекин, выступающий против перекройки международно признанных границ».
В любом случае размытость формулировок развязывает руки для того, что раньше называлось «действием по усмотрению», рассуждает политолог: «Проще говоря, что захотим, то и учудим. В общем, это вполне предсказуемый шаг, который уводит Россию как государство всё дальше от правовой культуры, уважения к закону и так далее. Такие псевдовыборы – это от лукавого».
В реальности в России уже давно нет подлинных выборов, есть нечто вроде электоральных процедур, особенно после пересмотра Конституции во время ковида и после введения электронного голосования, подчеркнул Дмитрий Орешкин»: «С тех пор стало окончательно понятно, что это не выборы в демократическом их значении, а электоральный обряд или ритуал, который призван легитимизировать роль вождя – в первую очередь в глазах самого Путина и его окружения».
Вместе с тем политолог выразил сомнение, что президентские выборы-2024 могут вообще перенести на неопределенный срок в связи с войной в Украине. «Если выборы проводятся, значит, всё в порядке: страна под контролем, а участники обряда исправно выполняют свои функции. Выборы перенесут только, если дела пойдут из рук вон плохо. В остальных случаях это крайне нежелательный вариант для Кремля, потому что перенос выборов означает: что-то пошло не так», – заключил Дмитрий Орешкин.