В Турции в воскресенье начались президентские и парламентские выборы, по итогам которых жителям страны предстоит решить вопрос о возможном продлении полномочий нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который в случае избрания вступит в третье десятилетие пребывания у власти.

Голосование определит не только то, кто возглавит Турцию, входящую в НАТО страну с населением 85 миллионов человек, но и вопросы управления государством, экономическую политику и внешний курс Анкары.

Согласно опросам общественного мнения, главный соперник Эрдогана, Кемаль Кылычдароглу, который возглавляет альянс в составе шести оппозиционных партий, имеет все шансы получить немногим более 50% голосов избирателей, которые необходимы кандидату для полной победы. В случае, если ни Эрдоган, ни Кылычдароглу не преодолеют 50-процентный порог, второй тур выборов состоится 28 мая.

Избирательные участки закроются в 14:00 по Гринвичу. Турецкое законодательство запрещает сообщать о любых результатах до 9 часов вечера. К концу воскресенья, скорее всего, станет понятно, стоит ли ожидать второго тура.

Эрдоган говорит, что уважает демократию и отрицает обвинения в установлении диктатуры.

Выборы проходят через три месяца после того, как землетрясения на юго-востоке Турции унесли жизни более 50 000 человек. Многие в пострадавших от стихии провинциях выразили возмущение по поводу медленной реакции правительства, однако мало что свидетельствует о том, что именно этот вопрос серьезно повлиял на настроения избирателей.

Парламентское голосование представляет собой жесткую гонку между Народным альянсом, состоящим из исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана и националистической ПНД, и Национальным альянсом Кылычдароглу, состоящим из шести оппозиционных партий, включая его светскую Народно-республиканскую партию (НРП), созданную основателем Турции Мустафой Кемалем Ататюрком.

За голосованием следит миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая в понедельник сделает предварительное заявление о своих выводах.

Эрдоган пользуется лояльностью среди религиозных жителей страны, которые когда-то чувствовали себя бесправными в светской Турции. Нынешний президент успешно пережил попытку государственного переворота в 2016 году и многочисленные коррупционные скандалы.

Впрочем, если турки действительно решат отправить Эрдогана на покой, то это произойдет во многом потому, что нынешний президент допустил просчеты в экономике: уровень жизни снижается, лира обвалилась, а уровень инфляции в октябре 2022 года превысил 85%.

Кылычдароглу обещает, что в случае победы он вернется к более жесткому экономическому курсу. Он также хочет вернуть в Турцию парламентскую систему правления, поменяв итоги референдума 2017 года, в результате которого Эрдоган усилил исполнительную ветвь власти. Он также обещает восстановить независимость судебной системы, которую, по словам критиков, Эрдоган использует для подавления инакомыслия.

Эрдоган взял под жесткий контроль большинство внутренних институтов и оттеснил на второй план либералов и своих критиков. Правозащитная организация Human Rights Watch в своем Всемирном докладе за 2022 год заявила, что правительство Эрдогана отбросило ситуацию с правами человека в Турции на десятилетия назад.

Курдские избиратели, которые составляют 15-20 % электората, могут сыграть решающую роль в голосовании. Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) не входит в состав оппозиционного альянса, однако курды являются одними из наиболее активных противников Эрдогана, устроившего в последние годы репрессии против членов партии. Национальный альянс, по мнению экспертов, вряд ли сможет получить большинство мест в парламенте в одиночку.

ДПН поддержала на президентских выборах кандидатуру Кылычдароглу. Интересы курдов на парламентских выборах выражает небольшая Левая партия зеленых. ДПН не может участвовать в выборах из-за судебного иска, поданного главным прокурором страны, из-за связей партии с курдскими боевиками. Руководство ДПН отрицает эти обвинения.