Верховный суд России в соответствии c иском Минюста ликвидировал Партию народной свободы (ПАРНАС) удовлетворил иск Минюста, сообщили в пятницу, 25 мая, СМИ.

До последней поры партия, возглавляемая Михаилом Касьяновым, бывшим в свое время премьер-министром страны, оставалась одной из немногих официально зарегистрированных оппозиционных политических сил в России. Алексею Навальному, например, так и не удалось зарегистрировать свою партию несмотря на неоднократные попытки сделать это.

На начальном этапе деятельности партии ею помимо Касьянова руководили Борис Немцов и Владимир Рыжков. Позже Рыжков вышел из партии, а Немцова в 2015 году застрелил в центре Москвы наемный убийца.

Формальным основание для закрытия ПАРНАСа стало количество региональных отделений партии. Согласно законодательству, они должны существовать не менее, чем в половине регионов России. При этом власти учитывают теперь в качестве субъектов федерации и аннексированные украинские территории, включая Крым, Севастополь и еще четыре (!) области.

Ряд активистов партии подвергся репрессиям, в частности, глава Самарского отделения Андрей Балин получил 7 лет лишения свободы за «фейки» о российских Вооруженных силах.

Решение о ликвидации не стало для нас неожиданным, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» заместитель председателя Партии народной свободы . По его словам, это скорее «закономерная неприятность».

«Мы никогда не скрывали своих принципиальных позиций, делали все публичные заявления на русском и английском языках по поводу различных актуальных событий, в том числе войны в Украине, а до этого – аннексии Крыма, Донбасса, агрессии в Сирии, называли войну войной и так далее, – добавил он. – И когда нам сообщили, что возбуждается дело о закрытии партии, мы предполагали, что это вполне естественно. Мы враги режима, а режим не терпит врагов».

Тем не менее в партии ожидали, что ее закроют по каким-то реальным политическим мотивам, продолжил Андрей Зубов: «А они побоялись это сделать и решили ликвидировать ПАРНАС на формальном основании – якобы у нас стало меньше региональных отделений, чем в половине субъектов Российской Федерации. Но, во-первых, нам не позволяли открывать новые отделения. В нескольких регионах мы подали все документы, нам ответили по разным, иногда совершенно глупым причинам, придравшись к мелочам. Во-вторых, в ряде областей, в частности в Ярославской, у нас закрыли представительства. Но все равно у ПАРНАСа оставалось 44 отделения, и этого было достаточно в прежних (до аннексии украинской территории) российских границах. Но судья придрался к тому, что сейчас в России не 83 субъекта, а 89 (включая 6 на территории Украины)».

Впрочем, в нынешней ситуации для нас это принципиально ничего не меняет, констатировал политик. «В грядущих выборах мы участвовать все равно не собирались. Потому что выборы в России стали абсолютной фикцией. А всё остальное мы будем продолжать делать, как и прежде. Будем поддерживать отношения с нашими единомышленниками, создавать новые отделения, пусть и без регистрации теперь… И будем готовиться к настоящим демократическим выборам, которые пройдут когда-нибудь в будущей России, заниматься совершенствованием своей программы, возможно, подкорректируем ее. В ближайшие дни пройдет федеральный политсовет партии, на котором, как я предполагаю, мы примем решение о продолжении нашей политической деятельности в новом статус-кво. Так что никакого уныния ни на йоту нет. Думаю, что все идет своим чередом, и это решение только поможет нам в нашей будущей политической деятельности», – резюмировал заместитель председателя Партии народной свободы.

В свою очередь, политолог в комментарии «Голосу Америки» сказал, что у ПАРНАСа, как и у других демократических или европейски ориентированных политических сил в России, давно уже нет серьезного политического ресурса. Тем не менее история с ликвидацией партии, на его взгляд, весьма показательна и характерна.

«Тут интересно, зачем властям вообще понадобилось закрывать ПАРНАС, – рассуждает он. – Она (партия Михаила Касьянова) в нынешней ситуации даже безопаснее (для режима), чем «Яблоко». У «Яблока» все-таки есть солидная организационная структура, но ее партийцы сидят (за отдельными исключениями в виде Льва Шлосберга) тише воды, ниже травы. За устранением с арены ПАРНАСа я вижу просто мелкую мстительность Кремля. Потому что никакой реальной конкуренции партия в её нынешнем виде составлять вертикали власти не могла».

При этом удивительно, что в суде еще искали какие-то формальные обоснования, чтобы закрыть структуру, подчеркнул Дмитрий Орешкин. «С одной стороны, это поиск занятия для репрессивных органов, чтобы без дела не сидели, отрабатывали своё предназначение. С другой – мелкое сведение счетов. Вероятно, Путину персонально приятно наступить на хвост Касьянову. Президент – человек злопамятный и мелочный. Но в общем выглядит всё это трагикомично. Это даже уже не страшно, а просто отвратительно. Это знак того, что власть как система в некотором смысле сошла с ума, и ей надо постоянно кого-то разоблачать, уничтожать врагов и тому подобное. Ни на что позитивное Кремль уже не способен», – заключил политолог.