В Совете Безопасности ООН в очередной раз сложилась тупиковая ситуация. Накануне, после длительных консультаций, члены Совета голосовали по двум резолюциям по ближневосточному конфликту, предложенным отдельно США и Россией — и ни та, ни другая не были приняты.
США предложили свой проект резолюции в субботу вечером, российский проект циркулирует в Совете вторую неделю. Разногласия являются принципиальными.
Американская версия осуждает действия ХАМАС как террористические, подчеркивает право Израиля на самозащиту, требует немедленно освободить заложников и предлагает создать гуманитарные коридоры для доставки гуманитарной помощи в Газу. Российская версия не содержит осуждения ХАМАС и требует полного и немедленного прекращения огня и отмены эвакуации жителей Газы с севера на юг анклава. Россия и Китай наложили на американскую резолюцию вето, российский представитель ее раскритиковал.
«Неудивительно, что итоговый продукт совершенно не дотягивает даже до минимальных стандартов качества, — сказал постоянный представитель России Василий Небензя. — Он по-прежнему не содержит призыва к прекращению огня. В нем нет осуждения неизбирательных атак по гражданскому населению и гражданским объектам в Газе. Нет отрицания любых действий, направленных на насильственное переселение мирных граждан. Это насквозь политизированный документ, единственная цель которого — не спасти мирное население, а застолбить политические установки США в регионе через навешивание ярлыков».
За американскую резолюцию проголосовали 10 членов Совбеза, и если бы ни российское и китайское «вето», Совет Безопасности ее бы принял.
«США глубоко разочарованы, что Россия и Китай наложили вето на эту резолюцию, — сказала постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд. — Резолюция была сильной и сбалансированной. Это был результат консультаций с членами этого Совета. Мы всех вас выслушали. Мы учли ваши замечания и работали в направлении консенсуса по резолюции, которая послала бы четкое послание всему миру. И самое главное — дало бы понять израильтянам и палестинцам, что этот Совет готов к действиям».
Представитель Китая объяснил свое вето «уклончивыми формулировками» американской версии.
«Мы не согласны с уклончивыми формулировками проекта резолюции, с тем, что она напрямую не требует прекращения военных действий и не призывает к немедленному прекращению огня в четких и однозначных формулировках, — сказал постоянный представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь. — На данный момент прекращение огня — не только дипломатический термин, оно означает жизнь или смерть многих гражданских лиц. Нечеткие формулировки резолюции Совета Безопасности в вопросах войны и мира — это безответственно и крайне опасно, это прокладывает дорогу для крупной военной операции и для дальнейшей эскалации военного конфликта».
Страны, которые поддержали американскую резолюцию, признают, что она не была идеальной, но могла бы стать первым шагом к дальнейшему урегулированию. Албания поддержала версию, предложенную США.
«Мы знаем, что лучшее — враг хорошего, — сказал постоянный представитель Албании при ООН Ферит Ходжа. — Когда срочные и сложные проблемы требуют незамедлительных действий, нужно делать все возможное в существующих обстоятельствах, даже если мы хотели бы сделать больше. Этот проект был тому примером. Сейчас время для значимых действий, которые ведут к конкретному результату. Американский проект резолюции, возможно, был не идеальным. Но мы его поддержали, так как он открывал улучшенную и разумную возможность для движения вперед».
Российская резолюция была поставлена на голосование после американской. Американский представитель призвала за нее не голосовать.
«Коллеги, мы не должны позволить России вести себя цинично и безответственно и не должны голосовать за ее проект резолюции, который был предложен в последнюю минуту без каких бы то ни было консультаций и содержит ряд проблемных формулировок, — сказала Томас-Гринфилд. — Сегодняшнее голосование отбросило нас назад, но мы не должны останавливаться. США привержены своему проекту резолюции и готовы работать со всеми странами-членами Совбеза в поддержку усилий генерального секретаря ООН, президента Байдена и госсекретаря Блинкена».
Российская резолюция, с некоторым поправками, была выставлена на голосование уже второй раз. В первый раз, на прошлой неделе, ее поддержали пять стран, на этот раз — четыре. Великобритания наложила вето.
«Великобритания не смогла поддержать резолюцию, предложенную Россией, так как та не содержала положения о праве Израиля на самозащиту, — объяснила британскую позицию постоянный представитель Великобритании при ООН Барбара Вудворд. — На Ближнем Востоке разворачивает серьёзный кризис. Российский текст резолюции был представлен на голосование без каких бы то ни было консультаций с членами Совета, он не был серьезной попыткой представить единое мнение Совета. Мы привержены работе со всеми членами Совета с целью создания сбалансированного текста резолюции, который осудил бы ХАМАС, подчеркнул бы право Израиля на самозащиту, четко сформулировал необходимость защитить мирное население в соответствии с международным законами и обеспечить доставку большего количества гуманитарной помощи в Газу».
Генеральная ассамблея ООН обсуждает ситуацию на Ближнем Востоке отдельно от Совета Безопасности. Резолюции Генассамблеи, в отличие от резолюций Совбеза, не являются юридически обязательными к исполнению.