Бывший федеральный прокурор и губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи начал свою предвыборную кампанию в штате Нью-Гемпшир, и, как и ожидалось, сразу дал понять, что считает своей главной задачей остановить Дональда Трампа.
Крис Кристи, кандидат в президенты США: “Бойтесь лидера, которому вы доверили руководство этой страной, и который никогда не совершает ошибок, и у которого, если что-то идет не так, всегда виноваты другие, — предупредил Кристи, и выдержав многозначительную паузу, добавил. — И который никогда не проигрывает”.
Кристи сетовал на то, что в стране перевелись лидеры, способные формулировать и воплощать большие идеи.
“У нас есть кандидаты в президенты, которые говорят, что нас не должно волновать, что происходит в Украине и то, что Россия хочет подмять под себя эту свободную и свободолюбивую страну, что это Америки не касается, — сказал он. — У нас есть кандидаты в президенты, которые поднимают такие мелкие вопросы, что иногда их вообще трудно понять”.
Многие наблюдатели считают, что главная задача Кристи в этом предвыборном цикле — не допустить номинации от Республиканской партии Дональда Трампа.
“Он действительно хочет его завалить, и думает, что он может стать той кувалдой, которая способна это сделать”, — убежден профессор политологии Университета Ратгерс в штате Нью-Джерси Росс Бэйкер.
В то же время сам Кристи настаивает, что он не вступил бы в гонку, если бы думал, что у него нет шанса победить.
“Он отвергает идею, что будет неким «кандидатом-камикадзе», — говорит политический обозреватель Associated Press Джилл Колвин. — Он сказал, что он не какой-то «наемный убийца». Он не хочет быть человеком, который навредит Трампу и затем уступит дорогу другому кандидату”.
Восемь лет назад Кристи уже баллотировался в президенты. Тогда его предвыборная кампания была неудачной, и в итоге он снял свою кандидатуру и поддержал Трампа. Однако позднее пути Кристи и Трампа разошлись. Профессор Росс Бэйкер в интервью Русской службе “Голоса Америки” заявил, что сегодня Кристи движет желание отомстить Трампу, добавив, что это, возможно, не самая лучшая мотивация для кандидата.
“Кристи сыграл ключевую роль в успехе предвыборной кампании Трампа в 2016 году и в формировании его кабинета, — напомнил эксперт. — Это было очень важно, потому что у Трампа не было никакого политического опыта, и ему нужен был человек, который понимал, как функционирует правительство. Кристи с этой задачей справился, но ему не нашлось места в администрации Трампа. Он почувствовал себя отвергнутым. Тем не менее, он оставался в орбите Трампа вплоть до штурма Капитолия 6 января. Это было для Кристи уже слишком, и после этого их пути окончательно разошлись”.
Многое изменилось за последние 8 лет, но лозунг предвыборной кампании Кристи остался прежним «Говорим, как есть» (“Telling it like it is”). Он пытается вернуться на национальную политическую арену в качестве правдолюба, который за словом в карман не полезет.
“Я имею в виду то, что говорю, и говорю то, что имею в виду, и это то, что сейчас нужно Америке”, — провозглашает Кристи.
“Его всегда отличал особый ньюджерсийский нрав: он очень шумный, напористый, вызывающий, — отметил в интервью “Голосу Америки” Патрик Мюррэй, директор Института общественного мнения при Университете Монмута в штате Нью-Джерси. — Часто подобные качества отталкивают людей, но он сумел превратить их в свое преимущество”.
Однако для того, чтобы стать хотя бы участником предвыборных дебатов, Кристи придется использовать свои таланты и ньюджерсийское обаяние в полной мере.
“Для участия в дебатах необходимо иметь рейтинг хотя бы в один процент, и 40 тысяч индивидуальных финансовых доноров из разных штатов; они не могут быть все из Нью-Джерси, — рассказал профессор Бэйкер. — И даже этот весьма низкий порог может быть проблемой для Кристи, учитывая, что его рейтинг остается очень низким, как в его родном штате, так и на общенациональном уровне”.
“У Кристи самые высокие негативные рейтинги из всех потенциальных участников этой гонки, — констатирует профессор Мюррэй. — 47 процентов республиканцев по всей стране относятся к нему негативно. С ним можно сравнить только Майка Пенса, к которому негативно относятся 35 процентов республиканцев. Но к Пенсу положительно относятся 46 процентов, а это в два раза больше, чем к Кристи. Положительно относится к Кристи лишь 21 процент. Таким образом, в два раза больше республиканцев относятся к Кристи негативно, чем позитивно”.
Одна из причин отсутствия поддержки Кристи среди однопартийцев в том, что 11 лет назад после урагана Сэнди, принесшего серьезные разрушения штату Нью-Джерси, губернатор тепло приветствовал приехавшего на побережье штата президента Барака Обаму.
“Он встретил президента Обаму, который тогда был лидером Демократической партии, на побережье, и обнял его в знак благодарности за помощь, которую президент направил в Нью-Джерси, — рассказывает профессор Бэйкер. — И это дискредитировало его в глазах его потенциальных сторонников”.
“Судя по тому, насколько мы разделены сегодня, нет более серьезного преступления, чем дружественный жест в отношение представителя другой партии, особенно президента, которого республиканцы очень не любили, — соглашается профессор Мюррэй. — И когда мы спрашиваем республиканцев о Кристи сегодня, они непременно вспоминают этот эпизод десятилетней давности”.
Наблюдатели отмечают, что сегодня среди республиканцев, большинство из которых продолжают поддерживать Трампа, сложно вычленить тот базовый электорат, который мог бы стать ядром поддержки Криса Кристи.