Министерство юстиции США сотрудничает с Международным уголовным судом (МУС) и поддерживает украинских прокуроров, расследующих военные преступления, заявил в понедельник генпрокурор Меррик Гарланд, подтвердив помощь своего ведомства официальному Киеву.
По словам Гарланда, Конгресс недавно разрешил проявлять большую гибкость при оказании помощи МУС в проведении расследований в отношении связанных с Украиной иностранных граждан. Генпрокурор пообещал, что Министерство юстиции будет играть ключевую роль в сотрудничестве США с другими странами в этом вопросе.
«Мы не ждем окончания боевых действий, прежде чем добиваться справедливости и привлечения виновных к ответственности. Мы работаем в тесном сотрудничестве с нашими международными партнерами над сбором доказательств и составлением дел, чтобы быть готовыми к моменту, когда станет возможным привлечение виновных к ответственности», – сказал он, выступая перед Американской ассоциацией юристов в Денвере, штат Колорадо.
Гарланд назначил прокурора для работы в недавно открытом в Гааге центре для поддержки стран, инициирующих дела против высокопоставленных российских руководителей по обвинению в совершении т. н. «преступлений агрессии». Международный центр по расследованию таких преступлений не будет выдавать обвинительные заключения или ордера на арест подозреваемых, однако поддержит уже ведущиеся расследования в Украине, Эстонии, Латвии, Литве и Польше.
МУС не обладает юрисдикцией для преследования за агрессию в Украине, поскольку ни Россия, ни Украина не ратифицировали Римский статут, хотя генеральный прокурор Украины заявил, что они планируют к нему присоединиться.
Соединенные Штаты также не являются членом МУС. С момента вступления в силу Римского договора, на основании которого был создан суд, сменявшие друг друга американские администрации, начиная с Билла Клинтона, занимали по отношению к МУС практически безразличную позицию из-за опасений, что он может начать расследования и преследовать американских солдат или высокопоставленных чиновников США.
Несмотря на это, в прошлом Соединенные Штаты активно сотрудничали с МУС по вопросам военных преступлений. В частности, такое сотрудничество происходило при администрации Обамы, когда Вашингтон предоставил доказательства для расследования зверств, предположительно совершенных «Господней армией сопротивления» в Уганде и соседних государствах на востоке Африки.
Противодействие США Международному суду было особенно активным при администрации Трампа, который ввел санкции против бывшего главного прокурора МУС и нескольких его помощников за расследование предполагаемых военных преступлений, совершенных американскими войсками в Афганистане и Ираке и израильскими военнослужащими на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Администрация Джо Байдена отменила эти санкции вскоре после вступления его в должность. Нынешнее решение Белого дома активно помогать суду в расследованиях по Украине знаменует собой еще один шаг к сотрудничеству с МУС.
Министерство юстиции оказывает Украине самую разнообразную помощь – от обучения по судебному преследованию за экологических преступления до содействия в разработке защищенной электронной системы управления судебными делами для более чем 90 тыс. подозреваемых в совершении злодеяний. Гарланд также рассказал о конфискованных активах на сумму 500 млн. долл. и о более чем трех десятках обвинительных заключений, вынесенных министерством для обеспечения соблюдения санкций.
«Украине приходится одновременно делать три вещи: вести войну, расследовать военные преступления и добиваться того, чтобы по другую сторону линии фронта появилось справедливое общество», – сказал он. Для Министерства юстиции «большая честь работать с ними».
Гарланд также призвал частных юристов добровольно помогать украинским жертвам. Он вспомнил, как его бабушка и семья его жены смогли бежать из Европы в США и избежать Холокоста. Другие родственники были убиты нацистами.
«Мы не знаем, были ли привлечены к ответственности лица, причастные к их гибели, – сказал Гарланд. – Семьи жертв нынешних злодеяний в Украине заслуживают того, чтобы знать, что произошло с их близкими. Они заслуживают правосудия».