Бунт наемников ЧВК «Вагнер» против Кремля, закончившийся менее чем за 24 часа, стал неожиданным сюрпризом, своевременно подняв боевой дух украинских военнослужащих.

Захват силами Евгения Пригожина Ростова-на-Дону с последующим маршем на Москву и угрозами свергнуть военное руководство страны, были встречены «аплодисментами» среди украинских военнослужащих. Об этом «Ассошиэйтед пресс» сообщил официальный представитель Восточной группировки ВСУ Сергей Череватый.

Попытка бунта, похоже, захлебнулась: Пригожин был изгнан в Беларусь в рамках сделки, заключенной при посредничестве Минска. Но в глазах украинцев нанесенный ущерб очевиден: уязвимость России была раскрыта, и, согласившись на уступки через несколько часов после того, как он сам заклеймил Пригожина предателем, Путин выглядел слабым и отчаявшимся.

Кратковременный мятеж не оказал заметного влияния на позиции российской армии вдоль 1000-километровой линии фронта на востоке Украины. Однако события последних дней могут придать украинцам импульс, необходимый для активизации контрнаступления, которое, по признанию военного руководства, идет медленнее, чем ожидалось.

«В краткосрочной перспективе это отвлекло внимание от войны и отобрало часть ресурсов с фронта», — говорит Найджел Гулд-Дэвис, старший научный сотрудник по России и Евразии в Международном институте стратегических вопросов. Но в более долгосрочной перспективе это свидетельствует об отсутствии единства между военными силами в самой России.

По словам Гулда-Дэвиса, «это ужасно для морального духа российских офицеров и солдат. Это очень хорошо для морального духа Украины».

Украинский солдат, 50-летний Андрей Квасница, который был ранен в бою под Бахмутом в интервью «Ассошиэйтед Пресс» рассказал: «Сегодня мне позвонил мой друг и сказал: “Андрей, я столько лет не пью, но сегодня у меня есть хороший повод выпить. Все тяжело, непросто, но мы обязательно победим”».

Когда войска ЧВК «Вагнер» продвигались к Москве, Анна Маляр, заместитель министра обороны Украины, объявила о прогрессе на нескольких направлениях вдоль линии фронта, где бои бушуют уже несколько недель, сказав о том, что продвижение России дальше на север было сорвано.

«Слабость врага — это всегда окно возможностей, мы можем этим воспользоваться», — сказала она в беседе с «Ассошиэйтед Пресс», добавив, что еще слишком рано оценивать то, каким образом политическая игра, разыгрываемая в России, может дать Украине военное преимущество.

Ранее в этом месяце Украина активизировала атаки в нескольких направлениях на юго-востоке в рамках начала долгожданного контрнаступления. Но прогресс был «медленнее, чем хотелось бы», признал президент Украины Владимир Зеленский.

Эксперты говорят, что украинцам необходимо сохранять гибкость и скорость, чтобы использовать уязвимости России вдоль линий фронта и пробивать линии обороны, когда представляется возможность.

По их словам, при наличии современных систем вооружения стандарта НАТО, моральный дух является необходимым компонентом для набора скорости, необходимой украинским войскам для изменения динамики на местах.

«Это даст украинцам реальный импульс, — говорит Джеймс Никси, глава программы Chatham House по России и Евразии. – Если мы говорим, что украинцам действительно есть за что бороться, то в последнее время им немного не хватает морального духа».

Украинские командиры сказали своим бойцам, что неурядицы в России косвенно являются их заслугой.

«Герои Бахмута, удерживавшие город в течение 10 месяцев и выматывавшие врага, являются соавторами этой русской эпопеи», — сказал Череватый.

Давнее соперничество между Пригожиным и российским военным руководством нарастало по мере вторжения в Украину. Однако относительная эффективность вагнеровцев по сравнению с войсками регулярной армии, сражавшимися в городе, подняла престиж Пригожина и, возможно, придала ему уверенности в продолжении восстания.

Тем не менее сообщение находит отклик среди украинских военных, готовящихся к следующему решающему рывку в войне.

На юго-востоке Запорожской области Украины в воскресенье военнослужащие минометного подразделения обстреляли российские цели со своих позиций, посвящая каждый взрыв обидам, причиненным Москвой.

«За Каховскую плотину!» — воскликнул военнослужащий украинского спецназа с позывным «Рейн», имея в виду катастрофическое обрушение плотины в Запорожской области, которое привело к наводнению на юге страны. Ответственность за трагедию возложена на Россию.